Утомленные дорогой спешат к клиенту
— В среднем таксист проводит за рулем 12-14 часов в день, чтобы нормально зарабатывать, — рассказывает Кирилл Ботуз, водитель сервиса Uber.
При такой нагрузке не удивительно, что таксисты часто попадают в ДТП.
С тем, что таксисты берут на себя непосильные задачи, согласен глава городского отдела ГИБДД Василий Ренцанов. Водитель, проведший в дорожном потоке более двух с половиной часов, чаще нарушает ПДД. Василий Александрович считает, что сервисам такси следует установить краткосрочные и строгие нормативы для сотрудников, иначе продолжат страдать как водители, так и пассажиры.
— Сейчас в «Яндексе» норматив для водителя 14 часов, больше тебе работать не дадут. Но, честно, больше ты и не сможешь, — говорит Ботуз. — Вы только представьте, какая это нагрузка! Больше половины дня занимает работа, причем без перерывов, мы ведь даже обедаем в машине, мы в ней практически живем.
На задних стеклах такси часто пишут, что водители зарабатывают по сто тысяч в месяц, но это только звучит заманчиво. Такую сумму можно получить, только работая по 14 часов без выходных и не арендуя машину у сервиса. И все равно вы получите меньше после вычета НДФЛ.
— Но из-за рекламы люди думают, что мы миллионы зарабатываем! Хоть раз видели таксиста с дорогими часами или в брендовой одежде? Вот и я не видел, — продолжает Кирилл Андреевич. — Стоит сказать, что заправляем машину, моем ее, меняем резину мы всегда за свой счет.
Оправдывать нарушения и невнимательность таксистов нельзя. Но, по словам Ботуза, большинство таксистов пришли в эту профессию по нужде. И они находятся в постоянном стрессе, боясь, что в этом месяце не смогут заработать достаточно, чтобы прокормить семью.
— Знаю, что часто клиенты предлагают доплату, если ты довезешь их до точки как можно быстрее. Я на такое не соглашаюсь, потому что штрафы потом могут значительно превысить надбавку за мою работу. Но знаю тех, кто, как во французском фильме «Такси», крепко сжимает руль и дает газу, проезжая на красный сигнал светофора на участках, где нет камер.
В самих же сервисах такси нет никаких санкций за множественные штрафы и нарушения. Да и сотрудников там практически не увольняют, ведь любой сервис заинтересован в том, чтобы к клиенту как можно быстрее приехала машина, а для этого большой штат водителей необходим. Поэтому многократные жалобы на одного и того же водителя ничего не дадут.
— Был один таксист в сервисе, где я раньше работал, так он никогда не здоровался с клиентами, мог материться по телефону и людям любил нахамить. Eму приходили уведомления, что некий пассажир отметил его грубость, но на это можно было даже не реагировать, никто тебя за это зарплаты не лишит.
В Uber и «Яндекс» есть лишь система премирования. Eсли ты часто получаешь от клиентов пять звезд и отметки о чистом салоне, вежливости или комфортном вождении, то надбавка к зарплате тебе гарантирована. Однако даже десяток отметок «опасное вождение» не заставят водителя измениться или сменить работу.
— Да, с организацией у нас проблемы, но она почти полностью связана с проблемами сервисов. С сотрудниками ГИБДД мы обычно дружим. Дело в том, что я, например, знаком, кажется, уже со всеми. Очень часто они желают нас проверить, — говорит Кирилл Андреевич. — Но зато если у тебя нет нарушений, и к тому же ты адекватный водитель, то отношения с инспекторами складываются хорошие, и вы просто мило болтаете, пока он в очередной раз проверяет твои документы. Ну а если ты злостный нарушитель, то покоя тебе не будет, и это очень правильно. Ведь, как мне кажется, остановить нерадивых таксистов может только лишение прав.
***
фото: Таксисты особенно привлекают внимание сотрудников ГИБДД.