Разговор с археологами о прошлом и будущем
Культурный слой. Эти два слова имеют достаточно много точных научных объяснений. Хотелось бы добавить еще одно, совершенно не научное, но его часто подсказывает нам практика. Культурный слой — то, что у нас под ногами, то, что отделяет нас от собственного прошлого — прошлого города, страны, человечества, если хотите. На фронтире сталкиваются мировоззрения, мораль, культура… А сам культурный слой пить-есть не просит, спокойно лежит у нас под ногами.
И вот снова культурный слой нашего города свел нас в беседе с археологом Татьяной Рафиковой. Повод для встречи самый актуальный: кусочек городской территории, точнее, ее культурный слой, поставлен под государственную охрану.
— Теперь мы должны радоваться, что тема вашего беспокойства о культурном слое реализуется?
— Мы выделили культурный слой в 2000 квадратных метров. Это, конечно, не вся историческая Тюмень. Это маленький кусочек исторического слоя на том земельном участке, где в этом году прошла экспертиза. Мы там сделали шурф в доказательство, что это — культурный слой, и этот кусочек поставили под охрану. Он в списке выявленных и охраняется государством. Любая хозяйственная деятельность будет сопровождаться мерами по обеспечению сохранности этого слоя либо его исследованием. Eсли там захотят что-то построить, то первоначально должны прийти археологи и вынуть культурный слой, вынуть находки, изучить и зарисовать все, как надо. И потом владелец этого участка может осваивать его так, как захочет.
— Это благо?
— Это большое благо для Тюмени. Именно на этом кусочке есть шанс изучить раннюю Тюмень. Застройка, которая велась в городе с XIX века, уничтожила большое количество этого слоя. Река размыла мыс, и это стало причиной того, что две трети острога разрушились. А здесь рядом был Гостиный двор, больших зданий не строилось. Площадь, что была при Гостином дворе, сохранилась. Она не уничтожена девятнадцатым, двадцатым и двадцать первым веками. И мы можем изучать Тюмень с XVII века точно. Это не сам острог, а укрепленный посад — часть острога, кусочек очень важного для нас культурного слоя.
— А что вы надеетесь там найти? То, чего мы не знаем? Или это «нечто» лежит в культурном слое, и вы не можете его тронуть, достать, пока кто-то не начнет строить и не вскроет культурный слой?
— Ну, у нас же нет финансирования для исследования этого участка, а исследование — дорогостояще. Провести изучение этих материалов, их датирование — сумма набегает достаточно большая. Это слой 2,2 га, где насыщенность находками тоже хорошая. Мы что-то можем выставить в музей, но нам нужно точное датирование! Это городской участок, здесь были пожары, большие пожары, даты их известны и можно точно совместить находки с конкретным годом. Но после них остаются постройки, не сгоревшие совсем. Был пожар на посаде, он точно зафиксирован, дом сгорел, он сложился, но никто его не разгребал. Сверху засыпали глинкой. Вот здесь, на Гостином дворе, сверху посыпали слоем глины 20 см и устроили площадь. Положили настил, там были лавки — и вот мы уже находим денежки. Люди гуляли, любовались рекой и Гостиным двором, делали покупки, роняли монетки. А под этими сантиметрами — семнадцатый, восемнадцатый век в сохранности остались! Но… Конечно, правый берег Туры очень высокий — все истлевает. А на левом многое сохраняется, но мы не можем выделить культурный слой: два с половиной метра прекрасной сохранности — дерево, кожи… Пока нет.
— А трудно было выделить эти 2000 квадратов?
— Там все сделано по закону, и это замечательно…
— Что значит «сделали по закону»?
— Перед началом заказали экспертизу этого участка. Доказали, что там есть культурный слой. У нас в Тюмени получается как? Начали строительство… Потом — о, боже мой, там оказывается много что было — уничтожено!.. Ну, если говорят, куда вывезли, я могу пойти поискать…
— Что бы вам хотелось узнать в тюменском прошлом? Какая тема, какая тюменская история?
— Что хочу узнать? Об историческом периоде, о котором нет письменных источников! Что-то есть в летописях, в записках воевод… И все, а на самом деле есть большой пласт истории, который изучает археология. Вот, например, в Тобольске открыт большой пласт истории — торговля с иностранными купцами. Там нашли массу монет из Западной Eвропы… Или вот копают памятники на севере Сибири, таежные памятники, тундровые. Там тоже в погребениях находили нашивки из Франции, монеты. В Тюмени такая же история может случиться. Мы можем предполагать, что найдем остатки крестьянских изб посада, торговые лавки. Да, мы знаем, что мы найдем керамическую посуду — это сто процентов! Элементы железных вещей — подковы, гвозди — это называется «массовые предметы». Но могут быть редкие находки, украшения.
Eще одна участница нашего разговора о культурном слое, археолог Светлана Берлина, напомнила, что в как раз в Тобольске нашли панагию. Она, сложенная вдвое, была положена под сруб дома — чтобы принести дому благополучие…
— О том-то и речь, — говорит Татьяна Николаевна, — что мы никогда не знаем, что мы найдем. Мы можем найти уникальные интересные вещи, которые откроют завесу над ненаписанной историей. Пишут о пожарах, о голоде, о приезде какой-то знаменитости. Но никто не будет записывать, куда он клад спрятал. А сколько в Москве нашли кладов при строительстве метро! И при раскопках в Центральной России. Вдруг мы клад найдем?! Даже клейма на кирпичах могут о многом рассказать — есть такое направление в археологической науке. Или древесина — откуда ее привезли, это тоже информация. И даже климат на этой территории. Можно получить огромное количество информации.
— Как вы думаете, история людей интересует?
— Хочется верить. По общению с моими знакомыми, друзьями -интересует. Да, людям интересно.
И я подумал: глубоко изучая прошлое, археолог учится понимать наше настоящее и даже экстраполировать его далеко вперед. Мне понятны чувства Светланы Берлиной, которая сожалеет, что некоторые новации в застройке города могут уничтожить уникальный неповторимый облик исторической Тюмени с ее одноэтажной застройкой. Но об этом — отдельный разговор…
Может быть, археологи, погружаясь ниже уровня геоида, на самом деле изучают будущее? Как знать…