X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Раньше люди как жили…

О влиянии народных песен на отношения рассказала тюменцам Ирина Аксенова, этнограф из Новосибирска.

Автор проекта «Песенное рукоделие» и «Колыбельные с полей» в Тюмени побывала впервые. Хрупкая молодая женщина, мама двоих детей и при этом — ученый, младший научный сотрудник Новосибирского государственного университета, автор книги «От колыбельной до загадки», певица, этнопедагог, режиссер, музыкальный терапевт. Опыт сольных выступлений у Ирины более 20 лет, основан на этнографических экспедициях. Аксенова — еще и создатель серии этнографических фильмов о русской культуре Алтая и Западной Сибири.

Песня и рукоделие? Это как взаимосвязано? В минувший четверг на встрече-лекции в областной научной библиотеке Ирина рассказала о традиционном пении жителей Алтая и Новосибирской области и дала возможность присутствующим познакомиться с песенной практикой. И собравшиеся пели: «барашеньки-крутороженьки по горам ходят».

— В Тюмени хорошо поют! — похвалила Ирина публику, в основном представленную педагогами, психологами, фольклористами.

— В наших с вами силах ежедневно выстраивать детско-родительские отношения таким образом, чтобы детки с самого своего появления на свет росли в красивых и мелодичных родительских интонациях, в творческой музыкально-импровизационной атмосфере, впитывали теплые тексты и образы. При этом чувствовали доброту, полное принятие и опору в голосах мамы и папы, рассказывающих потешки, прибаутки, небылицы, поговорки, загадки, сказки, — звучит мягкий голос песенной рукодельницы. — С текстами и образами исполняемых ежедневно песен, историй закладывается нравственная основа, происходит естественное и гармоничное психофизиологическое развитие малыша, формируется чувство ритма, музыкальное мышление. По сути, это есть закладка стержня детско-родительских музыкально-творческих отношений, от которого согревается человек всю свою жизнь.

Напомнив слушателям поговорку о том, что учить надо, пока ребенок лежит поперек лавки, Ирина озадачила всех вопросом: а о каком возрасте идет речь? И сама отвечает: ширина лавки обычно 50-60 см, такой рост имеет новорожденный младенец. «А повдоль ляжет — поздно будет».

Eсть ли у голоса возраст? Почему одни могут петь дуэтом, а другие нет? Жизнь наших предков была заполнена каждодневными и сезонными работами, где все нужно было делать сообща и вовремя. На синхронизацию биологических ритмов влияли даже часы с кукушкой, если они были в избе. Мать устанавливала культурные границы поведения для своего ребенка, начиная его воспитывать с колыбельных песен на ночь. Их пели детям до двух лет. А потом со временем эта культурная связь стала утрачиваться. Ирина считает, что в советском государстве, когда на женщину было возложено слишком много функций — и работа, и общественная жизнь, и семейно-родительские обязанности, — тогда и произошло разъединение. Женщина как бы потеряла «навык материнства», передав эту функцию бабушке или государству. Как люди жили в старину? «Они под песнями ходили, по принципу: как живу — так и пою», -поэтично говорит рукодельница. На каждый сюжет своя песня, на каждый обряд, на каждое событие. На похороны приглашались плакальщицы, чтобы поголосить. Хорошую певунью, но молодую, не приглашали: чтобы по покойнику голосить, надо было в возраст войти.

17 апреля в «Музее истории крестьянского быта» в Насекино Ирина Аксенова провела семинар-практикум «Педагоги поют фольклор». Он был посвящен использованию народного творчества в развитии детей от 1 года до 10 лет. Ирина поделилась опытом, своими авторскими методиками раскрытия голоса, взаимодействия родителей и детей через традиционную песенную культуру.

— Интерес к этой встрече был таков, что она длилась семь часов, — рассказала Инна Нестерова, основатель музея в Насекино. — И публика была не фольклористы, а люди, которых заинтересовало песенное рукоделие. Ирина делится щедро своими уникальными знаниями, особенно ее методика помогает в работе с детьми-аутистами, да и обычным детям полезно петь.

…Она с детства собирает этнографический материал. И изучает влияние колыбельных на психику ребенка. Мечта Ирины — вернуть эти песни в каждый дом.

Ирина Аксёнова

***
фото: Ирина Аксёнова со слушателями «Песенного рукоделия»;Ирина с дочерью.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта