Ремесленники верят в лучшее
Улугбек Шерматов приехал из Ферганы в Тюмень на выставку «Охота и рыбалка. Туризм. Спорт. Отдых», которая проходила с 20 по 24 апреля в выставочном зале, в восьмой раз.
— Я представляю ножи и посуду ручной работы, их изготовили мои родители, — рассказывает Улугбек. -Несколько поколений моих предков были ремесленниками. Мать лепит и расписывает блюдца, тарелки, чашки и чайники. Отец кует ножи. Eму помогают три брата, рабочим процессом руководит дедушка. У мамы есть гончарный станок и печь, ей помогают восемь мастериц.
На каждой тарелке и чайнике вижу разноцветные узоры. Улугбек Шерматов говорит, что узоры на посуде означают бесконечность рода одной семьи, всех предков.
— Многие спрашивают, как мама успевает пятерых детей воспитывать, готовить, держать дом в порядке, лепить и расписывать посуду. Очень просто: глаза боятся, а руки делают. Eсли бы она боялась, то ничего бы не добилась. Eсли бы я боялся уехать из солнечной Ферганы в холодную Тюмень, то не познакомил бы вас с нашей продукцией.
На плечах Улугбека лежит ответственность за интернет-магазин, оформление и отправку заказов, участие в ярмарках разных городов России. Он говорит, что продукция их семьи пользуется спросом и в Узбекистане. «Ножи служат долго, их можно заточить, не прилагая особых усилий. Посуда наша изготовлена из хорошего материала, есть национальные орнаменты. Вообще узбеки почитают местных производителей, ценят свою культуру и традиции. Как говорится, на чужую подушку спать не лягут», — говорит Шерматов. И вдруг:
— На ярмарки в Тюмень я больше не приеду, потому что покупателей нет. Они все куда-то испарились, как будто бы не знают, что здесь проходит ярмарка. Хотя еще несколько лет назад от них отбоя не было.
— Может, пандемия виновата? -предполагаю я.
— Может, вы правы. Не знаю. Хочется верить, что ситуация изменится, а ручная работа будет, как и раньше, привлекать народ.
…Николай уже двадцать лет колотит скворечники и изготавливает фигурки из рыбьих голов и из рогов на подставке. С Улугбеком он согласен, что покупатели куда-то испарились, раньше разбирали все, что он привозил на выставку. Оставшиеся жалуются на высокие цены.
— Но мы, ремесленники, ведь в этом не виноваты. Цена на материалы тоже подскочила. Да и ручная работа всегда высоко оценивалась: на изготовление одного изделия уходит несколько месяцев. Возможно, дело вовсе не в цене. Сменилось поколение, и скворечники и фигурки перестали быть интересными. А я все равно буду ходить на охоту, изготавливать декоративные фигуры и выставлять их на ярмарках. Очень люблю знакомиться с молодыми ремесленниками и набираться от них опыта общения с покупателями. Они всегда очень позитивно мыслят.
***
фото: Улугбек Шерматов.;Изделия Николая