Дневник для сотен глаз
22 апреля в музейном комплексе имени Словцова открылась выставка «С искусством по жизни».
На ней представлены работы художников, графиков, скульпторов, косторезов Тюмени, Тобольска, Ялуторовска и Заводоуковска. Всего 287 работ 91 автора в самых разных стилях — от реализма до абстракционизма.
На выставке есть все — от карандашных набросков до полотен маслом и акварелью. Работы мэтров (Александр Новик, Юрий Юдин, Михаил Гардубей, Юрий Рыбьяков, Минсалим Тимергазеев) соседствуют с творениями молодых мастеров (Алена Головырских, Eкатерина Быкова, Татьяна и Дина Цехмистер, Вера Бобер, Наталья Лукина). В Тюменское региональное отделение Союза художников объединяет девять десятков художников, самому старшему из которых 90 лет, а самому молодому — 22 года.
Многие сюжеты подсказаны окружающим нас пейзажем, например, серия Николая Боцмана «Зима в Тобольске». Укрытый снегом деревянный дом посреди многоэтажек — картина родная и с привкусом ностальгии, ведь таких домиков становится все меньше, и, судя по всему, скоро они останутся только на картинах и в воспоминаниях.
Я долго стояла возле двух работ художницы Eкатерины Чикиревой из серии «Поля». Не знаю, как мастеру это удалось, но я будто слышала завывание ветра. Суровый пейзаж, выполненный в холодных тонах, создает ощущение, что ты стоишь ночью в поле, а природа показывает — она здесь хозяйка.
Диковинным для наших краев мне показался сюжет, вдохновленный Африкой, — кисти Ирины Макаровой. Триптих, на каждом полотне три героя. Магия происходит, когда ты не рассматриваешь каждую работу по отдельности, а отходишь на пару шагов и видишь их как целое произведение. Яркие краски, самобытный сюжет и прямые углы гипнотизируют, появляется ощущение, что оказался среди джунглей.
Привлекли внимание и картины Максима Родионова. Как оказалось, Максим работает в музее Словцова и занимался оформлением выставки. Он пишет картины уже много лет, но делал долгий перерыв, из-за которого уже отвык от мандража выставок и очень переживал.
Максим рассказал, что его творческое воспитание было классическим и строилось на картинах мастеров эпохи Высокого и Северного Возрождения, реалистов и передвижников. А потом он увлекся авангардом и почувствовал в нем нечто свое, по щелчку пальцев получив импульс выражать свои эмоции красками.
Свои полотна он воспринимает как личный дневник. У него нет точного плана, что он хочет увидеть в результате. Например, картина «Сон музыканта» начиналась просто с музыканта, ведь сам Максим занимается музыкой. Художник поделился, что тот момент жизни был для него очень тяжелым, и к музыканту начали добавляться элементы из его снов, сумбурные, яркие, тревожные. Так музыкант оказался в центре водоворота событий и эмоций, а на его гитаре даже нет струн. «Это ведь сон, тут можно играть как угодно», — говорит художник.
Родионов считает, что две его выставленные работы еще не закончены. Объяснить, как он понимает, когда работа завершена, художник не смог, ведь это внутреннее ощущение. Но у него осталось чувство, что можно еще добавить несколько мыслей, а только потом поставить подпись в нижнем углу. Такие картины Родионову особенно сложно выставлять на обозрение. Ощущение, что зритель смотрит через краски на твою душу и дает ей оценку. Но судьба художника — делиться собой вместе с творчеством.
Выставка в музее Словцова стала репетицией перед большой выставкой художников Урала, которая проводится раз в пять лет, говорит председатель тюменского отделения Союза художников Александр Новик. Она должна была состояться в Кургане, но Курган в этом году не может принять, потому тюменское отделение предлагает устроить выставку в музее Словцова. «Eсли губернатор и музей пойдут нам навстречу, мы увидим изобразительное искусство всего Урала, — говорит Новик. -Это будет праздник для всех жителей Тюмени».
***
фото: Зрительница Яна у работ Николая Боцмана «Зима в Тобольске»;Картина Александра Тимкина тоже приковывает внимание.