Гаражная драматургия об актуальном!
С 29 апреля по 1 мая на базе центра «Четкий театр» прошел фестиваль современной молодежной драматургии «Четкая драма», грант на который один из директоров театра выиграл на Всероссийском конкурсе «Таврида».
«Четкий» позиционирует себя как свободный гаражный театр, где артисты и режиссеры работают ради творчества, не получая за это платы. Атмосфера там, на первый взгляд, пугающая: подвальное помещение, черные стены, импровизированная сцена, — но уже после первого спектакля я поняла всю прелесть этих условий. Зрители и актеры в антракте общаются друг с другом, оборудование настраивают прямо на сцене, под гомон рассаживающихся зрителей, а режиссеру можно рассказать о своих впечатлениях, зайдя за кулисы (абсолютно свободно).
Как рассказала актриса и пиар-директор «Четкого театра» Анастасия Разумных, фестиваль задумывался как творческая лаборатория. Драматурги присылали свои последние работы, которые отбирал режиссер театра Валерий Шергин, а режиссеры со всей России изъявляли желание поставить их за две недели. Отобрали три пьесы драматургов из Москвы, Ижевска и Серова, которые поставили режиссеры из Тюмени, Москвы и Кургана. В программу фестиваля вошел один документальный фильм, четыре спектакля, одна читка пьесы и одно шоу-импровизация.
Современная драматургия вызывает много споров, но, даже понимая, куда иду, я была поражена и восхищена остротой поднимаемых вопросов. Первым делом я попала на читку пьесы московского драматурга Петра Вяткина «Туть Господь». Сама форма читки достаточно тяжела для восприятия: актеры Степан Кугаевских и Никита Долгих просто сидели на стульях и с телефонов читали по ролям.
Пьеса представляет собой интервью известного ютуб-журналиста с… богом, который выглядит как мужчина в костюме-тройке со столбом пара вместо головы. В формате вопрос-ответ они обсуждают религию, устройство мира, справедливость и надежду на будущее. С развитием сюжета мы начинаем сомневаться в личности таинственного мужчины, ведь он грубо бранится, сам не помнит, когда и зачем создал людей, и спорит о собственном существовании. Вопрос, кто это все-таки был, остается для зрителя открытым даже после финала.
Как рассказал Степан Кугаевских, он в восторге от пьесы именно потому, что она прямо поднимает вопросы, о которых говорить не принято. Он считает, что именно в этом и состоит прелесть современного театра — места, где не страшно говорить о спорном. Формат читки, по словам Степана, был выбран по причине малого количества действия в сценарии, а выучить 24 страницы монологов за две недели лаборатории просто нереально.
Вторым я посмотрела спектакль «Друг онлайн» драматурга Eвгения Булатова (Ижевск) в постановке Никиты Долгих.
Это история 16-летней Маши, которая подвергается буллингу в школе, и, не найдя поддержки в реальной жизни, знакомится в интернете с 35-летним журналистом Артемом, которого уволили с работы по ложному обвинению в харассменте. Спектакль приправлен юмором и музыкой (песни были написаны специально для постановки). Исполнительнице главной роли Любе Трубиной всего 15 лет. Она учится в школе, а все вечера проводит в театре, так двухчасовой спектакль удалось поставить всего за пять дней. Она считает, что брань и интимные темы вполне уместны на сцене, ведь театр — это отражение действительности. На вопрос, как реагируют ее родители на содержание пьесы, она сказала, что сегодня они прийти не смогли, но обычно реагируют вполне адекватно. Как оказалось, в зале было немало родителей других артистов.
Eлена Томина пришла на фестиваль поддержать дочку Ярославу, которая играет в спектакле эпизодическую роль. Eлена в современной драматургии видит только плюсы.
Фестиваль «Четкая драма» стал последним для театра на сцене в подвале дома на улице Перекопской, 5: театр уходит в свободное плавание. Дело в том, что все доходы от продажи билетов уходили на оплату аренды помещения, которая каждый месяц возрастает. Сейчас театр ищет новый дом, но не переживает — главное, что их зритель готов идти с ними куда угодно.
***
фото: Спектакль «Друг онлайн».