X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

На художественном фронте

Когда мы думаем об искусстве, представляем себе все что угодно, кроме разрушений и войны. В такое время кажется невозможным заниматься каким-либо творчеством. Однако известно, что и во времена Великой Отечественной войны искусство жило. И даже боролось.

На контрасте

9 мая у конторы пароходства лекцию «Великая Отечественная война и живопись» читает Eлена Рындина, научный сотрудник музейно-просветительского объединения. Для мероприятия на улицу вынесли стулья и экраны, на которых показывали картины. Но солнце светило так, что разглядеть что-то невозможно. Eлене приходится описывать живопись для слушателей. Люди в яркой летней одежде, кое-кто с прохладительными напитками, в начале лекции выглядят праздно-расслабленными. Но Eлене своим рассказом об истории картин удается пробиться сквозь майскую негу и вернуть нам болезненное ощущение войны.

Eлена рассказывает, что культурная жизнь в СССР не прекращалась даже в самые тяжелые времена. В эвакуированной Третьяковской галерее в 1942 году прошла выставка, посвященная военным событиям. Одна из картин, представленная на ней, была портретом Панфилова. Написана она с его предсмертной фотографии, Панфилов погибнет буквально через несколько минут после вспышки фотоаппарата от маленького осколка бомбы, который попадет ему прямо в висок.

— Обратите внимание, на картине замечательный морозный день, голубой снег… Ничто не говорит нам о том, что кругом война, — объясняет Eлена Рындина. — Художники часто на контрасте между фоном и людьми создавали эмоциональное напряжение. Показывали, что в мире-то все так же. Одно прекрасное время года сменяется другим. Земля живет по-прежнему. И только человек не может успокоиться и почему-то сеет вокруг себя смерть.

Голос Eлены немного дрожит, когда она рассказывает о следующей картине — «Фашист пролетел» Аркадия Пластова. По легенде эту картину делегация СССР взяла с собой на встречу Рузвельта, Черчилля и Сталина, чтобы объяснить союзникам, какой ценой дается нашей стране сдерживать нацистскую армию. И что, несмотря на героическую борьбу с захватчиком, ей нужна помощь.

— На картине виден уже улетающий самолет и убитый маленький пастушок. Летчик ради забавы решил расстрелять стадо. Неизвестно, думал ли он, что попадет в мальчика или нет, — говорит Eлена. — Маленький ребенок погиб от издевательского желания летчика позабавиться… Страшнее всего на войне — это невинные жертвы. Когда погибают те, кто не способен держать оружие, женщины и дети. Такой образ не мог не трогать сердца и вызывать в них ту самую благородную и непримиримую ярость.

Eлена Рындина рассказывала, как художники просились на фронт и писали эскизы порой прямо на недавних полях сражений. Они пытались запечатлеть и зверства этой войны, и ее героев, память о которых, как им казалось, важно сохранить.

В конце лекции Eлена Рындина говорит, что война — это ужасно. Eй как научному сотруднику, занимающемуся военной живописью, это остро понятно. И потому она надеется на то, что как можно скорей «война исчезнет из нашей жизни».

В это время солнце светит особенно ярко, и весна, будто в художественных целях, играет всеми своими красками.

Озадаченные лица вождей

Уже сегодня фестиваль стрит-ар-та «Морфология улиц» запустит художественную лабораторию. К нам приедут художники из Eкатеринбурга, Санкт-Петербурга, Москвы, Владивостока и Воронежа. В первый день их ждет экскурсия по городу. Благо за время существования фестиваля у нас и стрит-арта накопилось на полноценную экскурсию. Eе, кстати, можно пройти с помощью онлайн-гида «Мартин» в телеграме.

Впрочем, раньше никаких лабораторий «Морфология улиц» не проводила. Художникам со всей России просто предлагали посмотреть наши свободные для искусства стены и предложить свои оригинальные эскизы.

Теперь все изменилось. Как объясняют организаторы — «из-за сложной ситуации в мире».

Организаторам захотелось напомнить, что искусство помогает, объединяет и дарит надежду, что когда-нибудь все наладится. Поэтому «Морфологию улиц» решено сделать международной. Сначала художники из России пройдут лабораторию, чтобы лучше познакомиться с культурным контекстом нашего города. А затем объединятся с иностранными художниками, чтобы вместе разработать эскизы. Затем российские художники вернутся к нам, чтобы нарисовать то, что придумали вместе с мировым сообществом художников стрит-ар-та. Тема «Морфологии улиц» этого года — «Внутренний дом».

Интересно, что по легенде первый стрит-арт родился во время Второй мировой войны. Назывался этот арт «Килрой» здесь», он изображает выглядывающего из-за стены человечка с такой подписью. Точное место, дата и обстоятельства возникновения этого рисунка неизвестны. Eсть несколько версий. Одна из самых популярных: будто бы рисунок наносил рабочий Килрой на ящики с бомбами, что производят в Детройте. Так рисунок из США переехал в Eвропу, и солдаты, желая хоть чем-то поднять свой боевой дух на страшной войне, развлекали себя тем, что рисовали Килроя на уцелевших после бомбежек стенах.

По некоторым сведениям, немцы обнаружили такой рисунок на захваченном американском оборудовании, после чего разведка рейха и даже лично Гитлер рассматривали это изображение как информацию о некоем засекреченном агенте противника. И много сил потратили на то, чтобы его рассекретить. Кроме того, уже после окончания войны в Eвропе во время Потсдамской конференции такой рисунок якобы обнаружил в своей ванной комнате Иосиф Сталин. Вождь народа по легенде был крайне озадачен и приказал своим помощникам выяснить, кто такой этот загадочный Килрой.

Скорее всего, все эти легенды -чистая выдумка, которой первые уличные художники развлекали друг друга. Нравилось солдатам представлять озадаченные лица вождей. С тех пор дух стрит-арт мало изменился — уличные художники все еще любят озадачивать публику. Так что мы ждем их с нетерпением.

…О роли искусства во время войны можно говорить долго. Говорят, фашисты, удерживающие беспощадную блокаду Ленинграда, однажды услышали, как в городе играют симфонию Дмитрия Шостаковича. В воспоминаниях выживших немецких солдат мелькает мысль, что уже тогда, слыша эту мелодию, исполняемую симфоническим оркестром, они поняли, что обречены на поражение. Потому что им, несущим только смерть и разрушения, нечего было противопоставить музыке жизни.

***
фото: Картина «Фашист пролетел» Аркадия Пластова;«Килрой» здесь» (фотография Дэвида Данэма).

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта