Каннелюры приказали долго жить.
Дом мещанина Храмцова на улице Челюскинцев, 9 только со временем приобрел историческую и культурную ценность. Такое бывает. Возможно, последнюю хрущевку в городе наши потомки тоже внесут в реестр архитектурного наследия, а если она развалится от времени, то восстановят по чертежам и фотографиям.
Впрочем, кажется, мы сейчас сильно принизили культурные достоинства дома Храмцова. Вообще-то в акте государственной экспертизы, подписанном авторитетными экспертами из Санкт-Петербурга Михаилом Прокофьевым и Наталией Глинской (он историк, а она искусствовед) указано, что дом отличался своеобразием фасадного декора, редкого для Тюмени.
«Широкий уличный фасад, скрепленный угловыми филенчатыми пилястрами, прорезан высокими стройными прямоугольными окнами с резными, но строгими наличниками, имеющими фигурное, мягко очерченное навершие с волнообразными завитками, напоминающими силуэты птиц… Архитектонику наличника хорошо подчеркивают объемные детали — подкарнизные и подоконные кронштейны, а также тонко каннелированные пилястры боковин. Оригинальностью отмечена конструкция вертикальных складных ставен-жалюзи. Стройности фасаду добавляет особая каннелированная обработка угловых филенчатых пилястр…»
Каннелированная — покрытая каннелюрами, это чтобы вы понимали.
…Кажется, правильнее было бы писать в прошедшем времени, потому уже мы давно никаких каннелюров, а также завитков, напоминающих птиц, на доме не видели. Мы вообще ничего не видели, потому что последние несколько лет домик стоял закрытым фальшфасадом, нарисованным на баннерной сетке. На провалившейся вальмовой крыше (ее форма и силуэт также являются предметом охраны) даже выросло деревце.
Как памятник архитектуры регионального значения дом Храмцова поставлен на учет в 1990 году. Он оставался обитаемым до 2013 года, пока крупный тюменский застройщик ПСК «Дом» не выкупил его у жильцов. В декабре 2016 года комитет по охране и использованию объектов историко-культурного наследия оформил на компанию охранное обязательство собственника, включающее требования по содержанию и сохранению дома и прилегающей территории. В 2018 году, судя материалам на сайте комитета, владельцу выдано задание на проектирование. Однако договор на проектирование с компанией «Сибспецстройреставрация» заключен только в мае 2020 года. В промежутке между этими событиями дом пережил пожар и последовавшие за ним разбирательства между собственником и комитетом по охране.
За весну и лето 2020 года то, что осталось от дома, было осмотрено и изучено. Специалисты «Сибспецстройреставрации» отметили, что отсутствие ухода, агрессивное воздействие среды, старение и гниение материалов ухудшили состояние памятника. И предложили восстановить конструкцию дома методом переборки — традиционным при сохранении памятников деревянного зодчества. Напомним, в этом случае сгнившие конструкции заменяют новыми аналогичного размера и материала.
В апреле 2021 года готовый проект реставрации прошел государственную экспертизу. Eще спустя год наконец начались реставрационные работы.
…На объекте мы застали некоторое количество техники и некоего Антона, который представился сотрудником ООО «Реконструкция-2000», но отказался назвать свою фамилию и должность. Он рассказал, что работы по реставрации ведутся в соответствии с проектно-сметной документацией. Антон подтвердил, что рабочие разбирают дом по бревнам, чтобы затем его пересобрать, и что хорошо сохранившиеся бревна используют при реставрации, остальные — утилизируют.
Нам, правда, ни одно бревно не кажется хорошо сохранившимся, но Антон сказал, что такие есть -примерно каждое десятое.
Поскольку дом несколько раз перепланировался, но при этом и часто фотографировали в разные годы, осталось много документов, по которым и воссоздали оригинальный проект. До конца года сруб дома будет возведен заново, а затем ему придется какое-то время простоять — до усадки. Максимум год.
Насчет того, что будет в доме после реконструкции, Антон ничего не сказал. Однако в акте государственной историко-культурной экспертизы проекта (он есть в открытом доступе на сайте областного комитета охраны и использования объектов историко-культурного наследия) написано, что дом будет приспособлен для современного использования — под кафе. На 44 посадочных места.
***
фото: