Летчик над Таймыром точный курс найдет
Компания «Орион-Авиа» делает легкомоторные самолеты-амфибии и сама их эксплуатирует. Не требующие аэродромных площадок, эти самолеты — идеальные помощники в северных экспедициях.
— На полуострове Таймыр мы работаем с Центральносибирским биосферным заповедником, и в прошлом году снова выиграли крупный для нас государственный контракт на подсчет поголовья дикого северного оленя, — рассказывает директор компании Сергей Карпов. -Экспедиция длилась почти три недели в июле, в ней были заняты два наших «Орион СК-14».
Экспедиция в труднодоступный район — дело весьма затратное, поэтому организаторы за один раз стараются закрыть несколько задач. Вот и в этой экспедиции участвовали кроме тюменцев и другие компании, у каждой была своя цель. Встретились в Норильске, вещи в палаточный лагерь на реке Пясина отправили баржей, которая развозит горючее и продукты для промысловиков, а тем временем тюменские самолеты перевезли всех на охотничью точку, где жили два-три дня до прихода баржи, разведывали местность. Нашли удобный пляж, где потом разбили лагерь.
Мы смотрим папку с фотографиями. Сергей Николаевич комментирует: вот лагерь, шесть палаток, в каждой по два отсека, и еще одна большая палатка-кухня, и еще палатка-баня.
Eсли в Норильске обычно плюс 15 градусов летом, то в лагере было плюс 5, сырость и ветер.
А вот это час ночи, полярный день. На фото светло, как днем. Это все Таймыр. Это полярные маки, это овцебыки. Это наш пляж, июль и снег.
— Самая первая наша экспедиция на Таймыр была в 2014 году, -объясняет Карпов. — Мы сами себе возили горючее.
Это он показывает снимок: бочки в самолете. Тогда случился форс-мажор: баржа с топливом задержалась.
На другом снимке черные точки. «Это не дефект объектива — это комары. А вот заброшенные штольни. Хранилища в вечной мерзлоте — там держали добычу. А это бегут олени».
Оленей считают летом, когда идет миграция. Считают по фотографиям. Два инспектора заповедника сидят в самолете слева и справа и снимают в обе стороны, а потом считают. Самолет летит высоко, но при виде стада снижается до трехсот метров.
Дикие олени живут по всему полуострову, а летом мигрируют на север — спасаясь от гнуса. «Я так считаю, что они идут в отпуск к морю, — смеется Карпов. — Стада оленей переходят через горы Бы-ранга, а потом обратно идут каждый в свой ареал, возвращаясь на свои пастбища». Миграция занимает примерно неделю.
Маршрут поисков авиаторам разрабатывают инспекторы заповедника. Зимой они надевают трем сотням оленей ошейники со спутниковым навигатором и отслеживают стада.
— Для нашей фирмы участие в таких экспедициях — это колоссальный опыт по эксплуатации наших самолетов в условиях Крайнего Севера, — говорит Сергей Николаевич. — Мы придумываем, как, например, можно поднять в воздух больше груза. На севере многое зависит от погоды, поэтому бывает, что вместо двух раз лучше один раз слетать, но побольше загрузить. Но, взлетая с воды, самолет большой груз не вытягивает. Теперь мы его сделали шире. Сейчас хорошо с воды взлетает.
На севере самолетам все время не хватает дальности полета -там все далеко, расстояния огромные. Напомню, дальность полета -это расстояние, которое самолет может пролететь от взлета до посадки без дозаправки. Сейчас у «Орион СК-14» дальность примерно 130о километров, а у предыдущей модели этот показатель был около тысячи километров. «Но мы же не до нуля бак используем, всегда надо запас оставлять. Мало ли — ветер встречный дунул», — поясняет Сергей Николаевич. У прежней модели получалось максимум 750 километров пролететь, у новой — уже 1100 километров. Это лишний час полета, а то и больше.
Жди, Таймыр.
***
фото: Таймыр с воздуха; тюменская команда в экспедиции: Игорь Новопашин, владелец второго самолета и летчик, Эдуард Кабанов, летчик и совладелец первого самолета и Александр Авдеев -молодой летчик, у которого почти нет опыта, поэтому его взяли авиатехником. Сергея Карпова на снимке нет, он держит фотокамеру.