Что нам стоит самолет построить
Легкомоторные самолеты-амфибия тюменской компании «Орион-авиа» готовятся к участию в авиационном фестивале «Небо: теория и практика» в подмосковной Балашихе. Вылетают в четверг.
Маршрут такой: из Тюмени в Уфу (три с половиной часа примерно, время полета зависит от направления ветра), там дозаправка. Примерно столько же по времени -из Уфы в Пензу, где ждет второй самолет. Из Пензы за два с половиной часа оба самолета доберутся до Балашихи.
Фестиваль пройдет 28 и 29 мая на аэродроме Черное, «Орион-авиа» участвует в нем не первый год. В рамках фестиваля проходит авиашоу, а заодно производители малой авиации обсудят общие проблемы.
Проблемы в «Орион-авиа» решать умеют. В 2014 году в ангаре компании случился пожар, практически уничтоживший производство легкомоторных самолетов. Сгорело все: оборудование, материалы и компьютеры. Сгорели бумаги с технологическими пометками, все чертежи и даже сам ангар.
— После пожара мы быстро все восстановили. За несколько месяцев. Все делали сами: строили, красили, — говорит директор компании Сергей Карпов. — И одновременно с этим я начал разрабатывать новый самолет — «Орион СК-14». СК — это Сергей Карпов, а 14 — это порядковый номер, считая со времен, когда мы делали мотодельтапланы. К примеру, первая наша амфибия была «Орион-10».
СК-14 — это глубокая модификация самолета предыдущей, двенадцатой модели. Eго сделали шире, чтобы груженый борт легче взлетал с воды. Поставили четыре бака с горючим, раньше было два. Поработали с аэродинамикой, он стал летать быстрее.
В прошлом году всем срочно понадобились самолеты, говорит Карпов, и новый «Орион» просто «с руками оторвали». Сейчас компания строит еще два — один для собственных нужд, другой по заказу из Москвы.
— Сколько стоит самолет?
— До кризиса у нас была цена в районе 18 миллионов рублей, а сейчас трудно сказать. Eще непонятно, что будет с двигателями, которые мы применяем. Rotax делают в Австрии. Мы их напрямую достать не можем. Санкции на них не распространяются, но с логистикой сложно.
— А как же импортозамещение?
— В России пока нет аналогов таких маломощных двигателей. И не было. Резину для шасси мы американскую берем. У нас в стране мало что производится для легких самолетов, хотя потребность в них есть. Вот сейчас у нас в производстве два самолета. Один — на самой начальной стадии, клеим фюзеляж. А у второго началась сборка. Мы приступили к ней месяц назад, потому что на ремонте были два других самолета. Здесь мы впервые поставим инжектор (до этого у нас стояли всегда карбюраторные двигатели). Сделаем стеклянную кабину, как сейчас модно. Дисплеи поставим. Интерьер сделаем красивый. Ну до этого еще далеко.
Хотели бы закончить к началу осени, когда вода еще будет. Чтобы была возможность испытать его гидродинамику. Но если не успеем, то и на снегу испытаем.
***
фото: В этом ангаре собирают СК-14;Технический директор компании Владимир Карпов;Ставят заклепки на обтекатель триммера крыла.