X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Деревенский туалет и послание инопланетянам

«На странных планетах, чье имя средь нас неизвестно…» — так начинается стих Константина Бальмонта «Зеленый», вдохновивший часть экспозиции в конторе пароходства. В субботу вечером здесь прошла «Ночь музеев — 2022».

У входа скопилась толпа необычно одетых посетителей. Контора пароходства обещала призы (постер от тюменского художника, билет на международный фестиваль короткометражных фильмов и сертификат на посещение любой выставки конторы) за лучший фотоснимок в шапочке из фольги. Шапочки также выдавали на входе. И программки с картой, чтобы посетители не запутались, где что.

Первая в моем маршруте — выставка петербургской художницы Eлизаветы Беркутовой «Eсть/нет/ baby». «Выставка-исследование, где границы сознания рассматриваются как определенная форма самоидентификации…» — пытается объяснить замысел выставки информационная табличка на входе в зал, но к этому объяснению не мешало бы тоже дописать объяснение. А что, получилось бы рекурсивно и современно. К счастью, в зале работает куратор Анастасия Нагорнова, которая вела экскурсию.

Итак: идея в том, что художница создает три уровня собственной вселенной: «есть» — идиллия, мир, свобода; «нет» — тревога, страх; а «baby» — беззаботность, детскость. Поэтому выставка разбита на зоны. Центральная здесь -видеоинсталляция «Убийство в северном портале». Как утверждает художница, это «история объединения разума, тела и осколков из разных миров». Зрителю предлагается рассмотреть экспонаты и порассуждать о собственной картине мира, в которой разные вселенные складываются в собственное Я.

Отзывы тех, с кем мне удалось пообщаться, весьма неоднозначны. Большинство отметило, что из-за огромного количества народа Анастасию было совсем не слышно, а без пояснений разобраться в значении футуристических инсталляций очень трудно.

Как рассказала медиаменеджер конторы пароходства Марина Пермякова, посетителей действительно очень много: в этом году предварительно зарегистрировались 2200 гостей (в прошлом году пришли 1300). И сотрудники готовили программу весь год, чтобы эта цифра росла и в дальнейшем. Интересу тюменцев к современному искусству можно только порадоваться, но, к сожалению, большая часть экспозиций камерная, а возможности остановиться, рассмотреть и расслышать не было никакой. Посетительница Анастасия Бегунова пожаловалась мне, что большую часть времени ее просто вела толпа, а из-за низкого роста она не могла даже просто увидеть экспонаты.

…В большом зале показывали короткометражные фильмы. «Миллиард» Eвгения Дудчака — о старике, жизнь которого меняет деревенский туалет, превратившийся в телепорт и перемещающий дедушку в разные концы света. «Пик коммунизма» Георгия Болдугерова — о вечном двигателе, питает который взгляд настоящего коммуниста. «Ленин день» Сергея Дьячковского — о медсестре Лене, в смену которой никто не умирает, и она становится местной святой. «Deus ex» Андрея Золотарева — о нервном пассажире такси, которого везет кратковременно подавшийся в водители господь.

Традиционно современное кино вызвало неоднозначные отклики.

— По большей части анекдотические, эти короткометражки не приводят ни к какому впечатлению. Важные посылы на тему алчности, жажды наживы, фанатичной веры, развивающейся разумности не вызывают отклика из-за недотянутого, скомканного сценария,-поделилась со мной Гузель Агаева. -У меня не было высоких ожиданий, но все равно было сильное ощущение карикатурности и желание не смотреть. Но пара моментов вызвала улыбку.

…Малый зал поделили на несколько комнат, посвященных Вселенной. В первой проходил цифровой перформанс «Новая вселенная». В центре помещения — телевизор, на котором транслировали набор странных изображений. Эти снимки собрали специалисты NASA в 1977 году, чтобы отправить их инопланетянам — поведать о нашей цивилизации. Тогда спорили, стоит ли отправлять такое послание. И гостям конторы пароходства предложили сделать свой выбор, нажав на кнопку «да» или «нет». Далее тем, кто нажал на кнопку, сообщали, что только что они создали новую вселенную, ведь, согласно теории американского физика Хью Эверетта, каждый раз, когда мы принимаем решение, мы создаем альтернативную вселенную.

В следующей комнате показывали некую видеопрезентацию этой новой вселенной. Видео транслировали на бесформенные белые арт-объекты. Создано оно нейросетью на основе стихотворения Бальмонта «Зеленый» и отрывка из книги Стивена Хокинга «Джордж, тайны вселенной».

Третья комната встретила меня плакатом «Мы все — пространственные искажения». Там стояли экран и видеокамера. Зайдя в кадр, ты тут же видишь на экране собственное изображение, которое якобы искажается под воздействием пространства и времени.

После этих перформансов зрители выходили вдохновленными.

— Я обожаю перформансы, в которых можно принять участие, -рассказал Арсений Столяров, — за счет того, что вначале мы принимали решение отправлять снимки или нет. Eсть ощущение, что все дальнейшее напрямую касается тебя, ведь, по сути, этот вариант вселенной создал ты сам. Выставка доставила огромное удовольствие, даже не ожидал.

Помимо прочего, гостям ночи музеев представили хореографическую миниатюру «Миф о красоте» пермского коллектива «Держи ритм»; хореографический спектакль «Времена Г»; световое шоу театра Helios; книжную ярмарку магазина «Никто не спит»; выступление арт-группы «Кожа»; панель с письмами в будущее и матрицу в очках виртуальной реальности.

Прекрасным дополнением стала виниловая вечеринка диджея Вадима Кодзаева, проходившая на улице, — благо, позволила погода.

Мы шлем привет с Земли.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта