Нуачо как квинтэссенция менталитета
У дома Замятина на улице Первомайской обрушилась стена. А он как раз на реконструкции.
Обрушение осложнит и задержит процесс, это ясно. Однако дом уже многое пережил за свою столетнюю историю, переживет и это.
Ведь он уже видал виды.
Пожар, случившийся здесь в апреле 2017 года, уничтожил крышу и перекрытия, а также все, что в доме оставалось деревянного. На втором этаже пожарные обнаружили труп. Следователи выяснили, что мужчина жил в пустом доме уже давно. Друг погибшего сообщил следствию, что неоднократно бывал у него в гостях, в том числе и в день пожара.
Обыватель может воспылать праведным гневом (вот так государство охраняет памятники!), не зная, что за несколько месяцев до трагического происшествия, в декабре 2016 года, городской департамент культуры нанял – по конкурсу – охранную фирму, чтобы в течение года специально обученный человек в форме каждые два часа обходил здание по периметру, проверял, заперты ли окна и двери, а если кто пролезет за забор, выпроваживал обратно.
Муниципальный контракт выиграло частное предприятие из Челябинска. Предполагалось, что оно наймет кого-то из тюменцев — обычно делают так. Охранять поручили четыре исторических памятника – круглую баню, дом Афромеева на улице Димитрова, дом Плотниковых на улице Госпаровской и дом Замятина.
Четыре месяца частное охранное предприятие исправно слало отчеты о потраченных человеко-часах и получало деньги. И вдруг пожар на охраняемом объекте. Да еще с трупом.
Департамент культуры организовал проверку. Потом еще одну и еще, и еще. Так удалось выяснить, что в апреле ни на одном из четырех объектов никакие охранники не появлялись.
В 2020 году это можно было бы списать на пандемию, в 2021 году – на постковидное расстройство, поразившее руководство ЧОП. Но на дворе, напомню, был 2017 год. Возможно, проблема в том, что идея получать деньги вообще без труда во все времена казалась привлекательной. Про тех, кому это удалось, говорят: хорошо устроился. Ни разу не слышала, чтобы кто-то с завистью произнес: да он с утра до ночи вкалывает!
Юристы департамента культуры оформили претензию, затем иск в суд. На заседание представитель охранного предприятия не явился, никаких аргументов в свое оправдание не привел. Суд обязал охранное предприятие вернуть деньги за апрель, и контракт с челябинцами расторгли.
Дом Замятина сдали в аренду компании «Инвестстрой», поэтому в новом муниципальном контракте он уже не фигурировал. Зато к трем оставшимся памятникам добавился дом номер 17 по улице Самарской и дом номер 1 по улице Пристанской.
Год прошел спокойно, объекты культурного наследия были под охраной тюменского ЧОП. Следующий контракт выиграло частное охранное предприятие из Таганрога. И опять та же беда: посты охраны не оборудованы, никаких охранников в помине нет, никто не ходит с колотушкой, пугая бездомных и закладчиков. По счастью, это выяснилось почти сразу. Список памятников меж тем увеличился до десяти, и, уверена, ни одним из них городской департамент культуры не готов пожертвовать. Поэтому, не дожидаясь ЧП, договор с таганрогской фирмой расторгли, на смену ей опять пришла тюменская компания. А через год муниципальный контракт выиграло ЧОП из Талицы…
Приятно наблюдать (все это отражено в материалах закупки), насколько дотошнее стали представители заказчика и ответственнее – исполнители. Так, во время проверки в мае прошлого года обнаружилось, что на улице Володарского, 27 и в доме Рубцовой на улице Дзержинского, 34 дежурят… посторонние охранники! То есть совсем не те, чьи фамилии были переданы в отдел лицензионно-разрешительной работы областного управления Росгвардии. На сигнал о нарушении исполнитель отреагировал быстро и правильно, штрафных санкций не последовало.
…Так что когда в соцсетях после очередного происшествия с памятником старины начинают раздаваться вопли типа ааа-ку-да-смотрят-власти-сейчас-сожгут-построят-элитное-жилье, – я лично ужасно злюсь.
***
фото: Пожар в доме Замятина 14 апреля 2017 года.
Фото Екатерины Христозовой