От Ревуна до Уральского Марса
Природа Урала уникальна известное утверждение, но надо приехать хоть однажды и убедиться в этом. Получится легко, особенно если у тебя опытные проводники.
Первой остановкой по пути в Каменск-Уральский был порог Ревун на реке Исеть. Излюбленное место уральских путешественников, к которым в последние годы присоединились и тюменцы.
— Я влюбилась в это место с первого дерзкого взгляда, а бурлящее пение вод возвращает меня снова и снова, — говорит Олеся Бохан.
В этом месте Исеть из спокойной речки превращается в бурный горный поток. Отсюда и происходит шумное название порога. При большой воде рев слышен издалека. Весной Ревун выглядит наиболее впечатляюще, но в этом мае еще не набрал своей мощи, был спокоен, тих, но все равно красив.
Ревун находится недалеко от деревни Бекленищевой. Деревня как деревня, есть домики явно под снос. Они продаются — конечно, не они, а земля под ними. Eсть капитальные дома, называемые в народе коттеджами, хотя градостроительное законодательство именует их «индивидуальный жилой дом». Деревенька когда-то была многочисленной: на высоком берегу порога стояла бумажно-картонная фабрика, от которой сейчас остались только развалины. В 1902 году здание построил екатеринбургский купец Александр Ларичев, хорошо знакомый с писателем Маминым-Сибиряком. В свои лучшие годы Ларичевская (а позже — Знаменская) фабрика выпускала семь сортов картона и бумаги. В советские годы предприятие сохранилось, но название ему дали революционное -«Свободный труд». А в 2000 году фабрика обанкротилась. Местные говорят, что были у кого-то планы возрождения предприятия, но пока здесь только унылые развалины.
У Бекленищевой есть своя достопримечательность: от нее на другой берег переброшен подвесной мост. Место для фото живописнейшее. Ну и для тех, кто любит неустойчивость под ногами.
Наше знакомство с красотами продолжилось вечером, после обзорной экскурсии по городу. Местом ночевки был пансионат-гостиница «Сосновый бор». Раньше это был санаторий-профилакторий под тем же названием, который принадлежал местному металлургическому предприятию. Находится он практически в черте города — в 10 километрах от Каменска-Уральского в лесопарковой зоне. Нас было много, и мы заночевали в трехэтажном доме со всеми удобствами. Проснуться рано утром — и сразу выйти в лес, где тишина-покой и пение птиц в утренних лучах ласкового майского солнца. Группа девушек из нашей компании встретила утро на занятии йогой.
«Сосновый бор» — излюбленное место фотографов. А еще здесь снимали несколько эпизодов сериала «Угрюм-река» режиссера Юрия Мороза.
Нас ожидала речная прогулка по Исетскому каньону. На речном трамвайчике мы плыли вдоль скалистых берегов Исети. Протяженность Исети 506 километров, за пределами города она впадает в Тобол, а через Иртыш и Обь ее воды попадают в Северный Ледовитый океан. Вдоль каньона -сосны и скалы, некоторым скалам местные жители дали меткие названия. Мы проплыли мимо Лобастого камня, далее — Разгуляй-камень, Лисья нора, Каменное зеркало, Филинячий камень, скала Говорливая, Три пещеры… Среди сказочно-образных названий есть и те, что связаны с именами людей, когда-то живших в этих местах. Мартюшевская гряда получила свое имя в память об альпинисте Борисе Мартюшеве, уроженце Каменска-Уральского, погибшем в горах Кавказа.
Интересна Исеть в этих местах и своими мостами. Они все разные. Самый удивительный — одноарочный железнодорожный мост, занесенный в Книгу рекордов РЖД. Он построен ссыльным конструктором Василием Антоновичем Росновским в 1938-1940 годах. И, как говорят старожилы, с тех пор ни разу не требовал ремонта. Хотя, может, причина в другом: как рассказала экскурсовод, вся проектная документация утрачена. Другой мост -Байновский, единственный общедоступный автомобильный мост, который соединяет две части Каменска-Уральского, он берет свое начало от деревни Байновой. Но реку пересекают и несколько подвесных мостов, подобные тому, что мы видели в Бекленищевой. Такие вот мосты из прошлого, когда не было ни машин, ни асфальтированных дорог, ни программ благоустройства.
Но самое интригующее в нашем путешествии на Урал было оставлено на обратный путь. Мы были на Марсе. Уральском Марсе. Так называет туристический народ Полдневской участок Троицко-Байновского месторождения огнеупорных глин под городом Богданович. Меняющаяся в зависимости от сезона гамма красок придает этому месту схожесть с Марсом из-за необычных форм, которые принимает застывшая глина. Общая площадь карьера около 70 квадратных километров. Это глиняное месторождение является самым крупным на Среднем Урале по величине запасов.
Татьяна из нашей группы поехала по маршруту второй раз и пришла к выводу, что лучшее время для Уральского Марса — все-таки ранняя осень, когда окружающая природа оттеняет карьер осенними красками, а водная гладь в его глубине приобретает необычный цвет.
Место небезопасное, и организатор Влад дает нам наставления, как правильно спускаться, потому что никаких лестниц и перил там нет. И конечно, нам повезло с погодой — плюс 20! В дождь или после него там ни спуститься, ни подняться. И пусть я не заядлый турист, но фото на фоне Уральского Марса у меня теперь тоже есть.
***
фото: Уральский Марс;Ревун.
Людмила
Наталья, какой экскурсовод наврал Вам про то, что Мартюшев погиб на Мартюшовской гряде? Он погиб при спуске с пика Далар в горах Северного Кавказа. И у нас нет моста, занесенного в Книгу рекордов Гиннесса. Мост, спроектированный В.А. Росновским, занесен в Книгу рекордов РЖД.
Редакция газеты
Людмила, спасибо за уточнение, исправили! А экскурсовод был местный(