Телефон не средство передвижениях
Директор автошколы «Центр-лидер» Марат Ибрагимов (водительский стаж 39 лет) сам учился вождению полгода.
В автошколе ДОСААФ он готовился к службе в армии, а потому осваивал не только правила дорожного движения, но и устройство автомобиля. Причем не какой-то легковушки, а «зила» и «камаза».
В СССР вообще многие водители разбирались в механизмах, говорит Марат Узбекович, потому что мастеров было мало, а ремонтировать машину приходилось. А сейчас в этом уже нет необходимости: слишком сложным стал современный автомобиль, лучше доверить его ремонт специалисту. Да и не всем интересно копаться в двигателе.
В общем, трех месяцев на теорию и вождение теперь достаточно. Раньше как было? Ходишь на занятия, сидишь пишешь конспекты, дома разбираешь. Теперь молодежь современная и продвинутая, обходится без конспектов, прямо на занятии спрашивает, если что-то непонятно, на конкретных примерах разбирают сложные моменты. Но продвинутость имеет и обратную сторону. Инструкторы жалуются директору, что кандидаты в водители отвлекаются на телефон. Например, инструктор просит найти место для остановки, ученик останавливается в неположенном месте; инструктор говорит ему: «Посиди и подумай, что сделал не так, а я схожу до магазина». Отходит на несколько шагов, оборачивается — ученик уже в телефоне! И даже не подозревает, что не заметил знак «Остановка запрещена». Инструктор возвращается: «Какой знак проехал? Дойди пешком и посмотри». Ибрагимова это беспокоит, потому что ученики считают, что им под силу и следить за дорогой, и разговаривать по телефону, и писать сообщения.
— Мы напоминаем, что телефоны негативно сказываются на концентрации водителя, поскольку на руле остается только одна рука, оперативно среагировать становится проблематично. Водитель, особенно начинающий, должен понимать, что автомобиль на скорости 60 километров в час преодолевает за одну секунду расстояние почти в 17 метров. А это значит, что у него нет ни секунды отвлечься от дороги — на копание в бардачке, разговоры и тому подобное. В любой момент может выбежать пешеход. Или появится автомобиль, с которым, если тот затормозит, можно столкнуться. Это может стоить жизни вам и другим людям.
— Бывает, что вы понимаете: человеку не дано водить? Говорите об этом ученику?
— Мы говорим об обучении пожилых водителей? Eсли есть медицинские противопоказания — да, говорю, в остальном — нет. Да и возрастных ограничений у нас нет. Научить водить можно каждого, просто иногда на это уходит больше времени. Страх и неуверенность уходят, молодые и пожилые водители начинают очень достой -но и грамотно ездить.
— Как относитесь к пожилым водителям?
— С уважением. Это очень послушная, ответственная и внимательная категория. Пронести через годы любовь к автомобилю, к вождению, не сдаться с возрастом — большого стоит! Eще с ними можно поговорить о том, как избежать страшных дорожных происшествий. Не так уж пенсионеры и опасны, как считают многие. Лишь бы здоровье не подводило.
— Штраф за использование телефона за рулем надо ужесточить? Настроить уличные камеры так, чтобы они распознавали телефон в руках водителя? Запретить не только разговор по телефону без гарнитуры, но и вообще любое использование телефона, ведь оно приводит к рассеянному вождению и — почти неизбежно — к авариям?
— Думаю, административный энтузиазм будет излишен. Поэтому само наказание, уверен, направлено на предупреждение ДТП, которые могут произойти из-за того, что водитель отвлекся от дороги. Использовать гарнитуру или нет — это для водителей, которые пытаются оспорить штраф. Мы рекомендуем не пользоваться телефонами при вождении, тем самым не увеличивать количество ДТП в статистике.
— Вы попадали в аварии?
— Конечно, попадал: легкие, мелкие аварии, без последствий для здоровья. В основном по неопытности. От этого никто не застрахован. Я пропагандирую спокойную езду. Снижайте скорость, совершайте поменьше маневров, соблюдайте дистанцию — так сможете уменьшить количество аварийных ситуаций.
Понятно, что гарантированной защиты от аварии нет. Не все на дороге зависит от вас. Но у каждого водителя есть возможность снизить вероятность аварии.
— Помните, как в городе появились первые камеры «на разметку» и сразу стало заметно, кто уже получил штраф, а кто еще нет. Что это дало, кроме увеличения собираемости штрафов? Как сказалось на безопасности движения?
— Да, помню, это было четыре года назад. Водителям напомнили об обязанностях. Теперь, думаю, только незначительная часть автовладельцев пренебрегают этим.
К слову, автошколы несут ответственность за водителей после выпуска три года. Когда происходит ДТП с участием нашего выпускника, то об этом сообщает ГИБДД. Мы разбираем каждую ситуацию, созваниваемся с водителем, выслушиваем его аргументы. Для нас это очень важно, так как такие «письма счастья» позволяют провести работу над ошибками, внести дополнения в учебный процесс, акцентировать внимание обучающихся на том или ином моменте, тем самым повысить безопасность на дорогах.
— Часто встречаете на дороге нарушителей? Думаете, что это ваш ученик и вы его плохо научили?
— Бывает. Всегда думаю: где же он проходил обучение? Хочу вам сказать, что нарушителей и хамов ни одна автошкола не воспитывает. Не воспитывает и тех, кто готов сесть пьяным за руль. Это часть людей невоспитанных, наглых и пренебрегающих общепринятыми правилами. И такие люди, увы, есть в каждом обществе.
— Ясно, что надо быть терпимее к другим участникам движения, но что делать, если чье-то поведение за рулем вас раздражает? Кажется небезопасным?
— Культура и знание — вот те киты, на которых строятся адекватные и уважительные отношения между участниками движения. Сегодня пропустите вы, завтра пропустят вас, а послезавтра мы все вместе избавимся от этих неприятных, созданных нами же, заторов. Все просто!
***
фото: Марат Ибрагимов.