Импортозамещение. Импортонезависимость
Новые возможности для открытия импортозамещающих производств вызывают такой интерес, что на тематической площадке форума предпринимательства в пятницу в технопарке люди буквально стояли вдоль стен.
Когда кто-то с рынка уходит, у других появляется возможность занять его место. То есть расширить бизнес. Неслучайно, говорят (сам я не знаток), в китайском языке слово кризис состоит из двух иероглифов: первый обозначает опасное время, второй — время возможностей, шанс.
Для начала директор областного департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Антон Машуков сделал объемный доклад. Eсли кратко: нельзя сказать, что с 2014 года (именно этот год обычно считают стартовым для рождения термина «импортозамещение») мы ничего не заместили. За восемь лет доля импортной продукции снизилась на девять процентов. Но сейчас требуется совсем другой масштаб и темп изменений. И вариантов у нас нет.
Рост интереса к импортозамещению наглядно демонстрирует такой универсальный показатель, как количество запросов в Российский экспортный центр. Eсли раньше там (как и в аналогичных структурах в регионах — например, в Тюмени это центр поддержки экспорта) занимались именно экспортом, то сейчас появилось новое поле деятельности — создание центра кооперации и поиска перспективных ниш для производства импортозамещающей продукции.
Руководители нескольких областных департаментов (ЖКХ, здравоохранения, лесного комплекса) перечислили свои «горячие потребности» в импортозамещающей продукции. И эти списки были внушительными. От латексных перчаток до запорной арматуры. От офисной бумаги до запасных частей к оборудованию. От электроинструментов до труб.
Затем представители нескольких предприятий рассказали о своем успешном опыте импортозамещения. Например, Тюменьмашзавод хвалился своими дисками сцепления и запасными частями. Как новую тенденцию здесь отмечают рост спроса на реверс-инжиниринг. По-русски говоря, это когда вам приносят деталь и просят воссоздать технологический процесс ее выпуска. Так вот в заводской инжиниринговый центр все чаще обращаются заказчики именно с этим. К примеру, недавно на заводе гостила делегация Ростсельмаша, крупнейшего российского производителя сельхозтехники.
В здравоохранении есть позитивный опыт завода «МиМ», с 1991 года выпускающего медицинские изделия однократного применения -спрос на его продукцию в этом году настолько высок, что предприятие собирается строить еще один цех.
Но, пожалуй, самым ярким оказалось выступление директора по стратегическому развитию компании «Строительный двор» Николая Брагина. Было приятно узнать, что эта тюменская компания в рейтинге универсальных сетей DIY (сделай сам) занимает седьмое место в России, и шестое место не за горами. Большая торговая сеть требует большого количества товаров на полках — и проблемы с пандемийной логистикой заставили руководителей компании еще в прошлом году озаботиться собственным производством по наиболее проблемным позициям (в первую очередь производством метизной продукции). Компания ищет новых поставщиков и по другим группам товаров. Не сможет найти — начнет делать самостоятельно.
Выступление переросло в диалог, и обмен мнениями был настолько бурным, что участники договорились до необходимости организовать отдельную закупочную сессию со «Строительным двором», чтобы поставщики могли предложить свою продукцию — по аналогии с закупочными сессиями крупных нефтегазовых холдингов (СИБУР, «Газпромнефть», и других), для которых такой формат работы стал привычным. После закрытия площадки к Николаю Брагину выстроилась очередь из желающих продолжить общение.
Прозвучало немало других любопытных примеров (или, как говорят сегодня, кейсов). Так, один из руководителей компании по пошиву мужских костюмов рассказал о попытке перенести швейное производство из Гонконга в Россию (сейчас в Тюмени только мерки снимают и подгоняют готовое изделие по фигуре). К сожалению, голландский партнер фирмы посчитал геополитический риск слишком высоким, и, как мы знаем, оказался прав.
.?Ясно одно — импортозамещение из протокольно-одобряемой и модной темы становится вопросом выживания, развития, сохранения и создания рабочих мест.
***
фото: Цех штамповки Тюменьмашзавода, 2021 год.