Вспоминая Юрия Гуляева
Тихон Хренников:
…Что сразу привлекло в нем? Eго доброжелательность. Он умел слушать внимательно, спокойно, без излишней щепетильности, был необычайно деликатен, контакт с ним устанавливался естественный, непринужденный.
— Может, посмотрим нотный материал, Тихон Николаевич? — предложил Юрий.
Мы начали с одной из сложнейших арий — выходной арии Фрола Скобеева из оперы «Безродный зять».
Буквально с листа спел он Фрола, мгновенно схватил музыкальный и словесный текст, который оказался у него перед глазами, а ария такая сложная по тесситуре. Меня это просто потрясло. Не одно произведение спел Юрий под мой аккомпанемент, редкая, невероятная музыкальность ошеломляла.
Я слышал баритон шаляпинской силы, необыкновенной проникновенности в музыку, в сущность того, что исполнял. Потом я, захлебываясь, рассказывал всем о своих впечатлениях. Редко приходилось переживать такие минуты.
Помню его концерты в зале Чайковского, Большом зале консерватории. Певец и артист колоссальной силы, он великолепно пел классику, народные песни. Поражала выразительность, содержательность трактовки произведения в его исполнении.
Часто просто передергивает, ког-ла слушаешь певцов — не поймешь ни одной фразы, содержания нет, простая вокализация, пусть иногда и красивого голоса.
Юрий Гуляев — в смысле подачи музыки со словом — потрясающий певец. В его исполнении рождался удивительный сплав музыки и словесной ткани, обретала особый, неповторимый смысл каждая музыкальная фраза.
Владимир Дрожащих, одноклассник:
Семья Гуляевых была очень музыкальной: все любили музыку и сами хорошо пели. В семье был патефон и большое количество пластинок. Юрию особенно нравились записи Козловского и Лемешева. Так, с пластинки он разучил арию Ленского и рискнул спеть ее, аккомпанируя себе на баяне, на школьном вечере.. Друзья восторженно аплодировали юному солисту.
16-летним пареньком поступил он на работу в качестве аккомпаниатора на тюменский завод пластмасс. В ту пору руководил художественной самодеятельностью этого завода ветеран 366 дивизии Сергей Иванович Пантюхин. Будучи учеником 9-10 классов, Юрий работал баянистом на заводе АТЭ. Часто выступал Юрий в смотрах художественной самодеятельности, защищая честь школы N 25. Музыкальные вокальные данные Ю.Гуляева оценил известный в ту пору хормейстер Либерман.
Eще в школьные годы пробовал Юрий сочинять и свои вальсы, и марши. Мы, одноклассники, были его первыми слушателями.
Часто встречался с Юрием в Тюмени, когда он приезжал на гастроли. Во время наших встреч Юрий всегда был приветливым, доброжелательным, простодушным.
Eго ранняя смерть меня потрясла. Ушел из жизни настоящий человек, талантливый певец и композитор. Хочется, чтобы в Тюмени осталась хорошая память о нем.
Павел Демидов, журналист:
Обычно говорят: работоспособность. О Гуляеве я сказал бы: работопотребность. Вот он играет свои песни. Потом вдруг прерывается, пробует одну и ту же фразу несколько раз, прислушивается, играет заново и по-другому. Он уже работает, забыв, что не один, что на него смотрят, его слушают. И вещь, казалось бы, готовая вполне, распадается под его пальцами на звуки, а потом возникает вновь, но уже иная. Гуляев работает. Он работает всегда. Всюду. Именно этим «состоялся» Гуляев. И «от природы» голос его — это тоже работа, беспощадная и беспрерывная, работа, которая и помогла открыть все то, что было заложено «от природы». Он как бы сфокусирован в каждой частице самого себя — от улыбки и жеста до песни.
— А что больше любите петь? Ответ обезоруживающе прост:
— То, что у меня лучше получается.
— А что лучше получается?
— Когда как… Каждое выступление — это поединок со зрителем, в котором не может быть ничьей, как теперь и в футболе. Больше того, поражение — обоюдно. Победа — тоже.
— И все-таки — песня или классика?
— Не надо так категорично: или — или. В песне ты шире, раскованнее, песня дает больше возможностей для импровизации. В песне очень многое зависит от слова. Eе можно спеть и «без голоса». Но не представляю безголосого Онегина. В классическом вокале — я имею в виду оперу — все жестче, заданнее, Eсть, так сказать, «опыт поколений» — эталоны, созданные для тебя. Eсть четкая музыкальная фраза — ты должен уложиться. И еще много другого. Но в этом тоже своя прелесть — суметь остаться собой,
— Так что предпочтение…
— Предпочтение — камерному пению. В нем, на мой взгляд, сочетается все.
Юрий Юрьевич Гуляев, сын певца:
Отец говорил, а мне хотелось слушать, слушать, слушать. И вот что интересно. Многое из того, что он рассказывал, я, кажется, уже знал по многочисленным очеркам, рецензиям, посвященным творчеству отца.
Первой песней, записанной им на радио, была песня А.Бабаджаняна «Голубая тайга». Юрий Гуляев, совсем еще юный победитель певческого состязания на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Вене, вдруг стремительно врывается в круговорот музыкальной Москвы. Арно Бабаджанян, один из самых популярнейших тогда композиторов, предлагает молодому певцу свои новые песни, уверяя Юрочку, что только он сможет их исполнить. Ведь песни-то писались специально для него. Рассказывал все это отец, и я невольно попадал в светлый мир искусства, где все дышит теплом и радостью.
Вот он снова идет со мной рядом, уставший, несколько отрешенный, грустно смотрящий вдаль. Я пытаюсь расшевелить, рассмешить его, вспоминаю наши шахматные баталии, подтруниваю над ним. Отец, надо сказать, очень любил играть в шахматы, хотя, если честно, не всегда играл блестяще. Играл он партию долго, с комментариями, подбрасывал разные словечки, шутил, отвлекал меня. Я играл молча. Когда я делал неправильный ход, он кипятился, пытался мне помочь, я же упрямо стоял на своем. Какие же это были увлекательные уроки в выработке характера, творческого подхода к игре! А отец был в каждом деле неудержимо творческой натурой.