«Намоленное место»
Eсть одна проблема, о которой, по-моему, не ведают пока городские власти. Речь идет о здании польского костела, что на углу улиц Перекопской и Ленина,
Тюменские поляки хотят (а выразителем их интересов выступает польское культурно-просветительское общество «Лятарник»), чтобы им вернули здание. Вернули — под костел (есть в Тюмени небольшая католическая община), под музей польской ссылки (есть множество уникальных экспонатов), под воскресную школу. Он им очень важен, этот костел. Костел для них значит больше, чем просто молельный дом. Исторически сложилось так, что поляки — народ очень и очень религиозный, для них понятия «дом», «семья» и «церковь» нерасторжимо связаны.
Сегодня в здании костела — Тюменский дом ученых. С обидой вспоминают тюменские поляки о том, как ректор университета Геннадий Куцев сказал на открытии весной этого года, что создание здесь очага науки будет маленькой компенсацией за Галилео Галилея и Джордано Бруно. «Вот бы и строили храм науки в Ватикане! При чем тут тюменская община?» — риторически восклицает Генрик Филь, президент «Лятарника».
Можно было бы договориться о добрососедстве, как договорилось общество польско-российской дружбы. Но для поляков костел — не формальность, не только место для встреч.
«В Тюмени поляков так мало… А ведь университет так долго и любовно на свои деньги реставрировал это здание», — напоминаю я. «У поляков, на свои деньги построивших костел в 1909 году, его тоже отбирали в отличном состоянии», — возражают мне. Потомки тех, кто собирал деньги на строительство, хотят вернуть принадлежащее их отцам и дедам.
Ну, не университет, конечно, отбирал, но советская власть. С 1929 года польский костел в Тюмени перестал быть культовым учреждением.
Тоска-то какая. Что есть советская власть? Мы с вами.
Вообще, беда с этими конфессиями. Президент Eльцин сделал широкий и красивый жест, заявив, что отныне и присно все культовые сооружения должны быть безвозмездно и немедля переданы конфессиям. И что? Это правильно, но как это сделать? Хорошо, если в какой-нибудь православной церкви или мечети расположился орсовский склад (хотя что же тут хорошего?) — его можно силовым решением выселить. А если эта церковь или мечеть разрушена до плачевности, как раз рушена тюменская синагога? Городские власти поспешили ее отдать еврейской религиозной общине, которая является правопреемницей (чахлым отголоском) той большой еврейской общины, которая существовала в Тюмени до революции и построила на свои деньги это двухэтажное каменное здание в центре города. Что теперь эта община: состоящая из студентов и пенсионеров, будет делатьс каменным остовом? Надеяться на заграницу. Как всегда.
Сегодня в здании бывшего тюменского костела проходят вечера и вечеринки. Знаете, что говорит церковь по этому поводу? «Намоленное место… Веселиться здесь нехорошо».
И что будем делать с этими конфессиями?