Подписано пером, не вырубишь…
В четверг руководители Ханты-Мансийского округа и. мэр города Тюмени поставили свои росписи на каждом из шести одинаковых экземпляров договора о сотрудничестве северной территории и областного центра. Председатель Тюменского горсовета Сергей Бондарев расписался на договоре в Тюмени на следующий день.
Договор подписали, и Степан Киричук, показывая на обтянутую кожей подставку, где красовались две авторучки, сказал, что этот «сувенир» он по традиции должен увезти с собой. Корреспондент «Курьера» заметил, как вытянулось лицо Олега Улитина, помощника главы окружной администрации. «Это же из набора», — пожаловался он корреспонденту по дороге в аэропорт. Даже рассказ, что когда-то Константин Симонов увез «на память» о подписании акта капитуляции в Карлсхорсте мраморный письменный прибор из двадцати предметов, не смог его утешить.
Не останется ли договор простой бумажкой? С этого вопроса началась пресс-конференция, где на каждого отвечающего приходилось по 1,3 корреспондента.
— Мы долго к договору готовились, и я верю, что это не просто очередной документ, — сказал Степан Киричук. — Он делает возможным взаимовыгодное сотрудничество. Мы верим друг другу, мы одинаково понимаем стоящие перед нами проблемы.
— Бумага сама по себе силы не имеет, — подчеркнул Валерий Чурилов, председатель окружного Совета. — Но я верю в организационную структуру, которая будет выполнять договор, и верю, что результаты будут.
Александр Филипенко посчитал вопрос некорректным, поскольку соглашения, которые подписывает автономный округ, выполняются. Вместе с тем он предостерег от поспешных восторгов, мол, сегодня подписали, а завтра хлынут какие-то финансы и другие потоки навстречу друг другу. Конечно, будут сложности, связанные с экономической и финансовой ситуацией. Но ряд программ, которые сегодня обсуждали, уже реализуются.
— А потоки действительно будут встречные? Или просто на вымени округа появится еще один сосок, к которому припадет полумиллионноротая Тюмень?
— Платить — не единственная роль округа. Потоки будут — финансовые, ресурсные, интеллектуальные…
— Самое сложное для Тюмени, — продолжил С.Киричук, — организовать, превратить в действие этот документ. И, конечно, надо будет по-новому смотреть на бюджет 1994 года. Корреспонденты пытались вытащить наружу и «политическую подкладку» договора. Иными словами, не расценит ли его областная администрация как попытку обойти ее, налаживая прямые контакты между субъектом федерации — округом — и областным центром С.Киричук сослался на права властей города, которые им дарованы законом о местном само управлении. «Более того, — подчеркнул он, — заботиться о городе — не право наше, а обязанность. Я надеюсь, что руководство области воспримет этот договор не как противостояние, а как один из узлов, которые связывают нас экономически и политически».
В.Чурилов высказал предположение, что руководство области будет упрекать город лишь за то, что он поздно пришел к мысли заключить этот договор. И обратил внимание на то место в тексте, где говорится, что «стороны считают основной задачей … экономическое и социальное развитие города Тюмени как центра Тюменской области…» «Да за одну эту фразу вам надо памятник в Тюмени сделать.»
— Наши договоры с Тюменью — это часть наших общеобластных программ,- заключил А.Филипенко.
«Подписанты» так сияли неофициальными улыбками, что ‘ было невозможно не задать вопрос, насколько глубоки взаимные симпатии высоких договаривающихся сторон.
— Симпатии среди мужчин, особенно среди мужчин-руководителей, возникают не вдруг и исчезают не сразу. Мэр города Тюмени, не распинающийся особо относительно своих политических пристрастий, вызывает глубокое уважение своей позицией, своей рассудительностью. Думаю, это всерьез и надолго. Лично мне приятно работать с руководством города Тюмени, — сказал В.Чурилов.
— Насчет любви объясняться как-то неловко, достаточно, если я скажу, что нет антипатий.
— Меня, — признался С.Киричук, — притягивают к округу многочисленные дружеские отношения не только с руководителями округа, но и с руководителями городов, районов. Привлекает их последовательность, обязательность в выполнении решений и обоснованность этих решений.
Между тем, пока тюменский гостьи ханты-мансийские хозяева беседовали, в приемной напрасно ожидали и так и не получили в этот день аудиенции представители могущественной заокеанской империи — корпорации «Амоко». Думается, что это свидетельствует о том значении, которое Валерий Чурилов и Александр Филипенко придают подписанному только что документу.