К нам вернулись старые герои
В нашей стране выросли целые поколения людей, имеющих весьма смутное представление о таком театральном персонаже, как Петрушка.
В Тюменском государственном театре кукол и масок есть то, похвастаться чем не может ни один детский театр в России. Это театрально-просветительский центр «Петрушка».
В Тюмени все началось в 1986 году. Ирина Кузина была тогда актрисой, а Сергей Кузин — режиссером местного театра кукол. На их счету несколько вариантов спектакля, в котором главное действующее лицо -Петрушка. Только четвертый вариант смог удовлетворить самокритичных авторов. Работа проделана колоссальная. Прежде всего были прочитаны все доступные книги и публикации о народном русском театре, научные труды. Большую помощь оказала А. Некрылова, кандидат искусствоведческих наук из Санкт-Петербурга, автор широкоизвестной книги «Русские театральные праздники, гулянья конца XIX — начала XX вв.». Вот только посмотреть, как работали с Петрушкой кукольники раньше, в дореволюционной России’, было не у кого — не существует в нашей стране ни одной петрушечной династии. Хотя когда-то это искусство передавалось из рода, в род, да еще считалось хорошим приданым. В других странах такие династии сохранились. Вот, например, в Италии семья Монтичелли сберегла традиции и кукол своего театра, история которого насчитывает уже четыре века.
Кузиным помогла интуиция. Спектакль «Похождения Петрушки», который они поставили и играют вместе с еще одним актером -Ю.Федоровым, — оказался и по форме, и по духу очень близким тем кукольным-комедиям, что игрались старыми мастерами. А подтвердила это одна из старейших российских кукольниц Трофимова, видевшая в свое время представления выдающегося петрушечника Зайцева.
Более того, на фестивале уличных театров кукол «La strada di Pulchinella», проходившем в декабре 1990 года в Неаполе, показавшись специалистам из разных европейских стран, наш тюменский Петрушка был признан самым натуральным родственником итальянскому Пульчинелле — родоначальнику семейства подобных героев, то есть братом английскому Панчу, французскому Полишинелю, немецкому Кашперу, испанскому Дону Кристобалю и т.д. Спектакль театральной компании «Куклы Кузиных» естественно и органично вписался в программу «Eвро-марионетки». В нее входят представления с уже перечисленными и другими героями национальных традиционных театров разных стран. Российский театр представляет Петрушка из Тюмени. Так Кузины и Федоров стали участниками международных фестивалей в ‘ Шарлевиле-Мезьере (Франция), Сеговии (Испания), Любляне (Словения), Червиа, Милане, Бергамо (Италия) и других городах.
Конечно, фестивали, да еще на курортах Средиземноморья или в живописных Пиренеях, — это прекрасно. Но почему именем Петрушки назван центр, существующий при театре одного из сибирских городов?
К слову сказать, центр существует как бы на птичьих правах, а точнее, на общественных началах. В решении многих проблем нового театрального организма помогает администрация театра в лице опытнейшего ди- — ректора — заслуженного работника культуры РФ Р.Н.Рогачевских. Однако работает эта самая компания «Куклы Кузиных» в центре «Петрушка» лишь в свое свободное время. Ирина Кузина и Юрий Федоров — ведущие актеры театра кукол и масок, плотно занятые в его репертуаре, а Сергей Кузин в «большом театре» — главный режиссер, в центре — художественный руководитель, актер, музыкант.
Энтузиазм — штука, конечно, плодоносная, но Тоже требует подкрепления — не только материальной заинтересованности, но и перспектив развития.
На сегодняшний день ТПЦ «Петрушка» ведет очень интересную работу по пропаганде традиционного русского театра. Выступления со спектаклями, лекциями, беседами в школах, лицеях, детских садах, чаще в смешанной (детско-взрослой) аудитории, проходят однозначно с успехом. Но не только. Гораздо важнее появление у ребят интереса к фольклору, к истории театра. В результате в городе появилось несколько петрушечных коллективов. Правда, один из них в постановке спектакля о Петрушке пошел-таки по пути агитки, но при этом ребята познакомились с историей традиционных национальных театров. В другом коллективе кроме «Петрушки» поставили еще «Рождественский вертеп».
Юные артисты вошли во вкус, им нравится выступать в разных аудиториях, поэтому они сами устраивают себе гастроли’ по городу, благо декорации просты и транспортабельны. Всю материальную часть, вплоть до костюмов, ребята, беря пример с артистов нашего центра, выполняют сами. Необходимые консультации и посильную помощь получают у нас же.
У Кузиных есть идея — объединить самые различные фольклорные коллективы, да и просто людей, увлеченных истинно русской культурой, под крышей «Дома Петрушки». Польза от этого может быть неоценимая, а у города появилась бы .ни с чем не сравнимая достопримечательность — живой дом. Здание стационарного театра мало приспособлено для камерного общения, для небольшой аудитории.
Вот почему наш герой, способный соединить нас сегодняшних с истоками русской театральной культуры, лежит в чемоданах рядом с другими куклами из иных спектаклей.
Я уже упоминала, что С.Кузин помимо центра руководит еще и Государственным театром кукол и масок. В этом «большом театре» он ставит спектакли настолько разные и интересные, что упомянуть их необходимо. Для самых маленьких зрителей в репертуаре появились «Маша и медведь» (по собственной пьесе режиссера), «Звездный мальчик» Н.Давыдовой по О.Уайльду. Творческое содружество с молодым художником С.Перепелкиным вылилось в успешную постановку «Волшебника изумрудного города» — для ребят постарше. Два спектакля адресовано юношеству: «Лысая певица» Э.Ионеско и «Принцесса Брамбилла» В.Лазарева по сказкам Гофмана, в планах — «Легенда о докторе Фаусте», «Руслан и Людмила» (в постановке Ю.Фридмана и В.Осколкова) и многое другое. Театр крепко подружился с замечательным тюменским коллективом «Крунинг-джаз», который выполняет музыкальное оформление наших спектаклей.