Чем занимается «человек в сером»?
В Тюмени работает школа активной обороны в ближнем бою против вооруженного противника.
Как-то в Москве любитель единоборств обмолвился при мне о так называемой системе «Крыло». Меня, коренного тюменца, заинтриговало — в столице толкуют о вещи, которой не знаю я, житель города, где она родилась и набирает силы.
Мириться с таким положением я не собирался и решил узнать о загадочном «Крыле» как можно больше. Однако информация была скудной и обрывочной. Я узнал, например, что казачий круг региона присвоил «Крылу» статус «сибирской казачьей войсковой борьбы», что им интересуются милицейские подразделения и телохранители. Больше информации не было. В «Динамо» раз водили руками, заявляя, что тренировки давно прекращены. В лесотехникуме утверждали, что вся казачья группа «Крыла» уехала в летний мочевой лагерь…
… Старый приятель позвонил и справился о здоровье моего ужо немолодого «Шарпа». «Видик» еще держался. С ним вместе я был приглашен на просмотр учебного фильма о единоборствах.
Мы стояли в баре «Зари», при надлежащем, как и вся гостиница, весьма уважаемой в.городе фирме. Толик, мой приятель, передал «видик » ребятам, одетым в однотипную военизированную униформу. Я как-то не сразу додумал до конца мысль, что у Толика такой же, как и у этих ребят, черный галстук. Мое запоздалое наблюдение он шутливо парировал тем, что не может идти без галстука на презентацию фильма с собственным участием.
Войдя в кабинет верхнего этажа, я был несколько ошарашен обществом оживленных молодых людей, одетых в чопорные белые рубашки и эти самые одинаковые: галстуки. Как выяснилось, ждали не только нас. Откуда-то из-за моей ? спины вынырнул человек в сером костюме и сел перед экраном. В этот» момент изображение на экране впервые полностью установилось и уже ничто не мешало смотреть. «С точностью до короля!..» — восхитился я.
Не сразу до меня дошло, что на экране то самое «Крыло», которое я столь безуспешно иска л. Шла запись последней тренировки с попутным ее разбором. Работа велась в узком коридоре, кабинетах, в тесноте лестничной площадки и даже… в туалете! Это был не спорт…
То, что я видел, было красиво, экономично и предельно эффективно.
Система активной обороны в ближнем бою против вооруженного противника. Eе отрабатывали на экране сидящие рядом со мной ребята с эмблемами на рукавах. Поражали их лица — спокойные, с выражением тепла и доброты при выполнении жестких и жестоких движений. Это особое состояние позже мне объяснили сами ребята. Но подобрать ему аналогию из жизни я не могу.
Что касается личных наблюдений, то, кажется, система схожа с айкидо, но имеет ударное начало, хотя кулак из-за ближней дистанции даже не принимается во внимание. Работает в основном предплечье против шеи и суставов противника. В работе все — от пальцев до зубов. Оно и понятно. Система прикладная и используется против вооруженного противника лишь при крайней необходимости. В основе же лежит принцип несостоявшегося боя, равный победе. Для этого система оперирует знаниями психологии и рефлексорики, которые позволяют достичь цели, в первую очередь, головой. Ставка делается не на бой (последнюю стадию конфликта), а на разум и дух. Но из дальнейших разговоров я понял, что это л ишь внешняя сторона системы в целом. В ответ на вопрос о ее внутреннем содержании мой друг указал на полку с книгами. Вперемешку с библейскими преданиями там стояли учебники по психологии, магии, нейролингвистике…
Когда просмотр завершился и ребята стали выходить из кабинета, я воспользовался паузой, чтобы познакомиться с наставником. Мне сказали: «Зови его просто Михалыч.» Пожав протянутую руку, отчетливо почувствовал исходящее от него тепло. Извинившись, что не может сейчас отвечать на вопросы и кивнув на Толика, будто перепоручая их ему, он вышел.
Когда я уходил, все говорили мне «до встречи», как старому знакомому.
…Толик хохотал, услышав о моих опасениях вызвать неудовольствие Михалыча, если я надумаю что-нибудь написать об увиденном. «Пиши все, что захочешь, — сказал он, — у нас ни от кого нет секретов. Кто хочет — узнает обо всем сам. Столько, сколько сможет. Кто заинтересуется — будет заниматься, если найдет нас. Лишняя1 информация ни к чему. Когда ученик готов — он находит учителя. Увидимся, ученик!»
Я верил, что еще не раз встречусь с этим людьми. Даже не верил. Знал.