Пять лет под знаком ОМОНа
2 декабря 1988 года приказом МВД СССР при МВД Латвийской ССР был образован первый в стране отряд милиции особого назначения.
С тех пор почти каждый областной город в СССР — СНГ обзавелся таким подразделением.
Посткоммунистическую историю можно, без преувеличения, назвать «эпохой ОМОНа». А Рижский ОМОН занимает в этой истории «особое место».
За пять лет его название не сходило с первых газетных полос. Рядовых бойцов этого отряда часто предавали: большие политики и собственные командиры, новые идеологические пророки и заурядные авантюристы.
28 августа 1991 года Виктор Баранников, тогда еще генерал-лейтенант и министр внутренних дел СССР, приказал: «Учитывая просьбу руководства Латвийской республики и в целях стабилизации оперативной обстановки, передислоцировать Рижский ОМОН в Тюмень, подчинив его УВД Тюменского облисполкома, с последующим расформированием отряда».
Через неделю будущий герой Российской Федерации и генерал армии Виктор Eрин распорядился: «В целях пресечения групповых антиобщественных проявлений и массовых беспорядков создать ОМОН при УВД Тюменского облисполкома за счет численности переданного в МВД РСФСР Рижского ОМОНа».
Тогда из Риги в Тюмень прибыло 127 омоновцев. И тогда же для многих из них начался долгий путь: через Приднестровье и батальон «Днестр» в октябрьскую Москву и в подвалы Белого дома.
А офицеры и сержанты милиции, оставшиеся в Тюмени, воюют с преступностью. Отношение к ним неоднозначное. Одни ненавидят ОМОН, а другие связывают с ним надежды на жизнь без страха.
То, что Рижский отряд «черных беретов» оказался в нашем городе, считается случайностью.
Мне же видится в этом факте связь времен. В 1942 году сибиряки отправили на Отечественную войну 6-й добровольческий стрелковый корпус (в последствии — 19-й гвардейский}. В это соединение входила и 75-я отдельная бригада, сформированная из омичей и тюменцев и преобразованная потом в 64-ю гвардейскую стрелковую дивизию. Осенью 1944 года она в составе войск 2-го Прибалтийского фронта освободила столицу Латвии от немецко-фашистских захватчиков, за что и получила почетное наименование «Рижской».
Почти полвека прошло в Риге под знаком сибирских дивизий.
Хотелось бы, чтобы и для тюменцев знак Рижского ОМОНа был добрым.