Российское могущество прирастать будет Тюменью. Тюменское могущество прирастать будет водкой?
Столица нефтяного края. Город главков и НИИ. Такой стала некогда провинциальная Тюмень за три последних десятилетия. Сегодня главки распадаются, НИИ нищают. А «столицу нефтяного края» теперь называют «придатком нефтяной отрасли». Но город живет.
Подведены итоги хода экономических реформ за прошедшие десять месяцев. Eсли их охарактеризовать одним словом, то это слово — спад. Выработка энергии снизилась на 20 процентов. Выпуск строительных материалов -на 50 процентов… И это по сравнению с тем же периодом 1992 года (не самого, кстати, лучшего для нашей экономики).
Правда, утверждает Николай Дербин, заместитель главы городской администрации, появилась тенденция к замедлению спада. Николай Петрович даже нарисовал на стене воображаемые линии: вот так (вертикально вниз) начиналось, а вот так(вниз и в сторону, плавно)сейчас. Снижение сохраняется, но уже не столь катастрофично.
Не хлебом единым
Как известно, нельзя уменьшить то, чего нет. Без производства нет и снижения производства.
Знаете ли вы, какую промышленную продукцию выпускает и продает Тюмень? Это аккумуляторы и деревообрабатывающие станки. Одноразовые шприцы и древесно-стружечные плиты. Синтетические смолы и железобетон, кирпич, оконные и дверные блоки, лекарственные средства… А кроме того — мебель,
ткани, пряжу, кожаную и валяную обувь, не говоря уже о колбасе (хотя бы и плохой) и других продуктах сельского хозяйства, переработанных на наших пищевых комбинатах… Какой из этих видов продукции сейчас является наиболее перспективным для получения прибыли?
— Водка, — единодушно отвечают председатель комитета по экономике администрации города Надежда Тархова и Николай Дербин. И шутят, и серьезно. Действительно: объем производства водки и винно-водочных изделий составил 7 миллиардов рублей.
— Пьем сами или экспортируем?
— И сами пьем, и вывозим. Зависит от коммерсантов: кто с кем как договорится.
Кто успел — тот и съел
Раньше планы -спускали сверху», а объем производства диктовался принципом: чем больше, тем лучше. А сейчас — спросом и конкурентоспособностью продукции.
Завод Нефтепроммаш выпускал оборудование для нефтепромысловых предприятий и не особенно пекся о его качестве, а объемы диктовались ведомством. Год назад, спасаясь от банкротства, заключил договор о сотрудничестве с одной фирмой из Франции и сегодня выпускает прекрасное оборудование. Но, правда, почему-то наши нефтяные генералы предпочитают искать все необходимое за рубежом. И получается парадокс: завод поставляет продукцию во Францию, а генералы едут туда и покупают.
Тюменский аккумуляторный начал перестройку три года назад: перестал зависеть от отечественных поставщиков. У него сегодня более стабильные партнеры — за границей. И наши тюменские аккумуляторы с удовольствием покупают там. Начиная от упаковки, они соответствуют всем мировым требованиям. Другая проблема — сегодня сам аккумуляторный завод не соответствует требованиям экологическим. Руководство его обещает к концу 1995 года осуществить реконструкцию, сделать его почти безвредным.
ДОК «Красный Октябрь» не только не сокращает, он увеличивает количество работающих, наращивает темпы и объемы производства и делает прекрасную мебель. Продукция их экологична, чисто деревянная, — это, между прочим, для Eвропы завтрашний день (а для России — и вчерашний тоже).
Кто не успел -тот опоздал?
А кто не успел вовремя сориентироваться, закладывает имущество. Сдает производственные площади в аренду, полученные деньги перераспределяет на зарплату. Уменьшает рабочую неделю, отправляет служащих в отпуска — для того, чтобы существовать.
Помочь таким — основная задача администрации. Потому что главный источник доходов города — прибыль предприятий.
— Что может администрация?
— Создать условия. Связать здешних и зарубежных предпринимателей. Дружеские рукопожатия, поездки туда-сюда — это все, конечно, интересно, но смысл не в этом. Вот, к примеру, общие интересы есть у нас с Хьюстоном: они предлагают нефтепромысловое оборудование и технологии по переработке нефти. Нефть есть, а Тюмень страдает из-за отсутствия бензина. Соорудить мини-завод — он обеспечит и город, и сельскохозяйственные районы топливом. Кроме того, в Тюмени мы организовали постоянно действующую международную ярмарку по нефтегазопромысловому оборудованию. Задачи ее — помочь предприятиям нефтегазового комплекса найти покупателя.
Eсть еще вариант для тонущих предприятий — перестроиться на выпуск товаров народного потребления. 60 процентов необходимых товаров Тюмень завозит, и лишь 40 — производит сама.