Медвежья услуга Путину
С самого начала, еще при обсуждении порядка первого заседания новой Государственной Думы, было видно, что «Eдинство» и КПРФ ведут общую линию, но сразу выявились и разногласия — долго не могли договориться, что будет сначала: выборы спикера или «раздел» комитетов?
Перерывы тормозили работу Думы, но сами по себе были интересны. Можно было видеть, что Березовский ходит без охраны, как и чуть ли не впервые появившийся на людях Абрамович. К Абрамовичу сразу бросились журналисты и, чтобы не спугнуть, задавали ему «неполитические» вопросы, вроде: а где вы сидите? И все равно натиск пугал, и я слышал, как Абрамович кричал Березовскому: «Борис, куда ты меня привел?» Видно было, что это совершенно не публичный человек…
Перед заседанием мы спрашивали: а где будет сидеть Путин? Нам ответили, что поскольку он еще только и.о. президента, то — на месте премьера. Однако он сидел на президентском месте, но, показалось, как-то не совсем уверенно, вроде как на краешке стула. К нему запросто подходили люди, разговаривали, и эта простота была неожиданной и приятной.
В кулуарах говорили о том, чтобы предложить на место вице-спикера Жириновского, но, можно сказать, со смехом, потому что предлагали убрать все стаканы и не сажать рядом Немцова.
Когда обсуждались будущие комитеты, то чувствовалось, что они предлагаются не по целесообразности, а под каких-то определённых людей.
В Думе определились три составляющие. Примерно треть -«Eдинство», группа «Народные депутаты» и примкнувшая к ним ЛДПР. Коммунисты и аграрии — еще один блок. Наша оппозиция — это СПС, ОВР, «Яблоко» и «Регионы России».
Депутаты-одномандатники из «Отечества» переходили из одной фракции в другую, — как сказал, выступая, Eвгений Примаков, их просто перекупали.
Весь день шла демонстрация сговора «Eдинства» и фракции КПРФ, при этом коммунисты упорно гнули своё. «Eдинство» кандидата на пост спикера не выдвигало, практически сдав его коммунистам. Оппозиция настаивала на тайном голосовании при выборах спикера палаты, обещая контрмеры, если это условие не будет принято, вплоть до демонстративных акций. При обсуждении присутствовал и Жириновский, но быстро убежал, на что Примаков среагировал, что утечка информации обеспечена. (Вообще, Примаков при непосредственном общении производит впечатление очень порядочного и честного человека). Мы выдвигали кандидатуру Виктора Похмелкина, он выступал, вернулся к теме депутатских привилегий, чтобы обозначить свою позицию, а потом снял свою кандидатуру. Также поступил и Степашин, сказав, что в этом фарсе он участвовать не намерен. В итоге выборы прошли открыто, спикером стал Геннадий Селезнев. На это Сергей Юшенков отреагировал: «Сила КПРФ — в единстве».
Оппозиция создает альтернативный совет Думы из руководителей фракций: Примаков, Кириенко, Морозов и Явлинский. Наши условия: тайное переголосовывание кандидатуры спикера (уверены, что результаты будут другие) и пакетное соглашение по комитетам. Сейчас коммунисты получили 9 комитетов плюс «собственного» спикера, а «Eдинство» — 7 комитетов. (У СПС — 1 комитет, у «Яблока» — ни одного, что само по себе неверно, если учесть наличие в этой фракции профессионалов).
Без правых и центристов Дума просто не сможет работать. Политически «Eдинство» потеряло свою центристскую позицию, отдав ее «Отечеству». Последнее резко выиграло. Понятно, что таким образом «Медведь» оказывает поистине медвежью услугу Путину, и это чувствовалось даже по его выступлению: он говорил о согласии, а какое согласие при таком раскладе? Ясно же, что с коммунистами мы не получим ни земельного кодекса, ни закона о частной собственности, ни других либеральных законов, обещанных ранее Путиным. Оппозиция принимает обращение к Владимиру Путину с требованием изложить свою точку зрения по сложившейся в Думе ситуации, а также по позиции, занятой «Eдинством».
И в заключение — информация, которая, возможно, еще неизвестна тюменцам. СПС на заседании своего актива принял решение о создании политического объединения. На мой взгляд, это, скорее всего, будет новая партия. Срок принятия окончательного решения — конец февраля.