Когда ложится на сердце текст
Под самый Новый год наш театр кукол и масок наконец-то реализовал «свою тоску по Глебычу». Это чисто семейный спектакль — с открытого места, без условности, в котором все играли сами себя, вернее, историю театра под знаком личности орденоносца, заслуженного артиста РФ Александра Васильевича Глебова.
Действо по названию «Чествование» подтягивало всех, разрешало говорить все самые высокие слова живой легенде театральной жизни Тюмени, человеку, не потерявшему на седьмом десятке лет детской свежести, счастливого видения мира. Только все это Глебов сегодня поверяет мудростью прожитых лет.
Он родился на Алтае, а вырастал в Кузбассе, первенце первых пятилеток, смешавшем святое и грешное, бросившем в плавильный котел разнородные массы людей, искавших на трудной рабочей дороге простое человеческое счастье. В начале 50-х по этой дороге пошел и Глебов. Стал машинистом компрессорной станции Новокузнецкого металлургического комбината. Но вот закончена вечерняя средняя школа рабочей молодежи, что дальше? Уже не первый знакомый заметил и похвалил его маленькие представления, розыгрыши. Посмотрел на ребят из театральной самодеятельности местного дворца культуры. Пошел показаться и пришелся ко двору.
Eсли сложить вместе те давние первые роли, переход на профессиональную сцену и последующие годы, то получится золотое сечение мастера, полвека творчества, свыше 250 ролей! Послужной список начинающего актера Глебова помечен 1954 годом. Тогда его заметил режиссер областного театра кукол, по решению властей работавшего не в Кемерово (столице края), а в Новокузнецке.
Два года прошли быстро. Красивый, удалой и смекалистый парень вскоре понял — непрост актерский хлеб. В те годы кукольному искусству почти нигде не учили. Попробуйте потаскайте на левой руке полдня куклу со всеми упрятанными внутрь ниточками и тросточками да еще полюбите ее как самое себя, отыграйте в спектакле — мало не покажется. Иногда Глебов ловил себя на мысли, что у него нет руки и кукла сейчас рухнет на сцену под смех зрительного зала.. Но вытянул, сыграл в Новокузнецке массу пластических ролей. Особенно запомнил своих котов — Базилио из «Буратино» и Василия из маршаковского «Кошкиного дома».
Эх молодо-зелено! Горячая кровь, жажда перемен поманили Глебова в Тюмень. Перебрался в 1956 г. да и остался тут навсегда. Ведь он однолюб. Сам выбрал, надо терпеть и работать после новокузнецких колонных залов и индустриального размаха. Держала и хорошая творческая обстановка в коллективе, работавшем в трудных условиях в богом забытых помещениях. Переиграл весь репертуар, дошло до того, что актеры стали обмениваться своими ролями, много импровизировали.
Выступая на вечере, ветеран театра актриса Зоя Миловидова вспомнила, как подошли с Глебовым в начале 70-х к карте Тюменской области и стали размечать ее флажками, где побывали на гастролях. Пустых точек не осталось. Все пережили. Далекие поселки под Тазовским, когда в клубе минус 25, а за промерзшими стенами — за 50. Поглядишь на северных ребятишек в зеленке на отмороженных местах и не захочешь потерять лицо, выдаешь спектакль…
С открытием нового стационара театра в Тюмени в 70-е годы круто изменилась и судьба Глебова. Уральскую зону «оккупировали» птенцы питерского гнезда из кукольной театральной школы профессора Михаила Королева, создавшего новую эстетику древнего жанра — человек («живой» актер) и кукла. Тюменский театр вошел в первую тройку новаторов. Пришлось Глебову снова учиться. У Юрия Набокова, который для него неделим на режиссера, педагога и фантазера. Трудолюбие и умение вживаться в предлагаемые обстоятельства помогли Глебову заново родиться как актеру. А какие роли! В набоковских «Красном олене» (эпическое полотно из мифологии Тюменского Севера), «Журавлиных перьях» (японский эпос), «Прекрасной Галатее» (пигмалионовская история).
И тут как сел «крутой» реалист Глебов натрон громовержца Зевса, так и не сходит с царских вершин с тех пор. Тюменский олимпиец, верный рыцарь добра и чести, всегда так карающий зло в своих спектаклях, что веришь -все в жизни образуется, и есть спокойный, красивый и надежный Глебыч. Прикроет, защитит и, если что, — простит.
Вспомнил мастер и про своего Святослава из «Слова о полку Игореве». Был такой спектакль в Тюмени, набирал высоту, и вдруг начальство его запретило. Таинственная история… 70-80 годы памятны Глебову интересной работой в постановках Анатолия Тучкова («До третьих петухов», «Макбет», «Три толстяка»).
Последнее десятилетие — непростое время для театра кукол и масок. Глебов уже, как Атлант, поддерживает все, что удается сохранить, делится с молодежью своим бесценным опытом. Иногда высказывается, веско и неторопливо, о жизни и мастерстве. В паре «человек и кукла» актер впереди. Только хороший человек оживит фигуру. Но при внятной режиссуре, удачной работе художника. Дальше идет актер, которому в ансамбле с коллегами предназначено оживить это сцепление.
Глебыч (почетное и уважительное прозвище мэтра) все видит и знает. Всем дал меткие характеристики. Из действующих никого не назову, а вот мастерский разбор ролей Нины Орловой, Стаса Железкина, Юрия Трифонова, Нины Вальтонс сложился в богатую картину всего пути театра. Нет, одного из сегодняшних актеров назову — Николая Тарасова. Ибо согласен с юбиляром — его потенциал больше тех ролей, которые ему поручают.
Глебову жаль, что ушло время, когда у Тучкова на репетициях «заигрывались» за полночь, и билась потом волшебством эмоций живая душа спектакля, завораживая зрителей.
Репетиции для него — мука, пока не ляжет на сердце текст, не идет… А еще с куклой надо жить, как в хорошей семье. Дети, приходящие в театр, особенно малыши, радуются, увидев продолжение своего теплого дома. Быть продолжением родного дома -вершина кукольного спектакля. И Зевс-Глебов хранит порядок и спокойствие его.
Нынешний директор театра Василий Пустыльников продлил мэтру пропуск до 2001 года. Сейчас Глебов сам волен выбирать, что сможет сделать в театре. Пусть подлечится, сам определится. Он очень нужен здесь -последний из могикан потрясающих сезонов 70-80-х годов. Надежда, что их огонь не угас и возгорится вновь.