X

  • 26 Июль
  • 2024 года
  • № 81
  • 5580

Как превратить кардиограмму в плоть

«Это в кино могут пустить в атаку тысячное войско, а потом обнаружится, что у оператора в камере не было пленки. Все же мои драмы — на кончике карандаша».

Федор Хитрук

На фестивале «Солнцеворот» в педколледже № 2 мастер-класс у юных художников вела гостья из Eкатеринбурга режиссер, лауреат госпремии по литературе и искусству, лауреат Пушкинской премии, член киноакадемии «Ника» Оксана Черкасова, Комментировала свой документальный фильм о знаменитом аниматоре Хитруке. Вот её диалог об анимационной «кухне»:

— В мультипликации сейчас столько разнообразной техники, из чего только ни делают фильмы! Но все равно всё начинается с рисунка, После архитектурного института я пошла на высшие режиссерские курсы: нас там заново учили рисовать по японской системе, которая предполагает выражение движения, дыхания жизни. Мы закрываем глаза, очень внятно представляем, что происходит и рисуем только импульсы движений, Как человек садится, взмах ноги балерины, прыжок кошки, — одной линией. Потом открываем глаза, дорисовываем уже рационально то, чего не хватает. Превращаем кардиограмму в плоть.

…Основа мультипликации, фильма — Дисней. Все учебники об этом говорят. Но «до» еще была анимация. Например, ставили 24 фотоаппарата, ниточка -затвор. Человек идет, срывает ниточку, — происходит снимок последовательности движения, Это основа классической мультипликации. Но, как говорит Хитрук, нужно учить правила, чтоб потом их с толком нарушать. Ребенка же учат ходить, держать ложку, вилку, а потом он это делает на автомате. После школы нужно уже думать, какую эмоцию ты хочешь выразить.

…В Чехии, Югославии (хотя в последней всё разбомбили) прекрасная авторская школа. У нас в Питере чудные мультипликаторы, А вообще в России был одно время прорыв художественного фильма, у анимации же застойная идеология, классическая. Да, сейчас есть компьютеры — интернеты. Художники, которые там творят, называют себя аниматорами… Это чисто коммерческие проекты. Это та лимитка, которая не имеет никакого отношения к художественной выразительности. Идет набор клише, которые любым нажатием кнопки в принципе можно скомбинировать. Имитированная мультипликация: все одинаково ползают, одинаково прыгают, одинаково улыбаются…

…На авторское кино у нас когда-то давали деньги. Сейчас всё меньше и меньше. В Австралии вдруг в последнее время начали давать, в Англии, в Германии. Как только англичанам дали деньги, так последние «Оскары» — все английские.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта