Сыграть гениальность
Посмотрев в Тюмени онтрепризный спектакль «Ботинки на толстой подошве» с Татьяной Васильевой, я, несмотря на административные препоны, прорвалась в филармонию на спектакль по пьесе Теренса Мак Нелли «Мастер-класс». Васильева играла сложнейшую роль — жемчужину бельканто греческую певицу Марию Каллас.
… После десяти лет блистательной карьеры не щадящая себя Каллас теряет голос. Теперь она преподаёт, ведет мастер-класс для певцов, желающих ей подражать, боготворящих и… ненавидящих её.
Хорош уже сам выход Васильевой. Она кланяется, разговаривает с залом: «Как вы себя чувствуете? Как настроение?» «Уберите свет в зале», — кричит осветителям. Зал реагирует — подает реплики. Но, оказывается, это не актриса разговаривает с публикой — это Каллас обращается к зрителям мастер-класса. Ведь любой её жест, любой монолог — на зрителя. Даже после самых откровенных слов и слез о несбывшихся грезах в личной жизни — нищенская юность(«У меня не было молодости. Я не могла себе её позволить»), несчастная любовь — она требует: «Аплодисменты!».
Перед нами взбалмошная некрасивая женщина, нудно повторяющая: «Работаем, концентрируемся, слушаем музыку», — шпыняющая обескураженных учеников, останавливающая их на первом «О-о-о!». Но вот она преображается: показывает, КАК нужно взять это «О-о-о!», ЧТО нужно в него вложить (душу, знание сюжета, малейших деталей обстановки, слияние с образом). И вот перед нами — великая актриса. После неловких потуг молодых (не знаю, где Васильева взяла трех молодых певцов, но пели они посредственно) фонограммой звучит голос самой Каллас.
Eсть и «кухня», «теневые стороны» жизни гения: откровенная до вульгарности лексика, мазохистские рассказы о грузности, коротких ногах. Каллас признается: «Иногда актеру полезно покопаться в грязи, чтобы потом воспарить».
Васильева играет на самом деле двух женщин: уставшую несчастную брюзгу и одновременно творца, человека сильной воли, после кратких откровений настаивающего: «Я вам ничего не говорила, вы ничего не слышали». Дуализм гения, загадка гения. Спектакль — единый вздох, напряжение, нечеловеческое волевое усилие и гимн искусству оперы.
***
фото: