X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Self-made памятник архитектуры

Среди объектов тюменской старины идет борьба за место под солнцем

Self-made man — человек, который сделал себя сам. Eсли применить эту формулу к памятникам архитектуры (ведь говорят, что у дома тоже есть душа), то получится полное отражение сегодняшней ситуации. Хочешь жить — делай себя сам.

Начнем с истоков. До 1991 года все памятники на территории области находились в ведении областной структуры при областном же управлении культуры. Потом начались всевозможные реорганизации. Муниципальных органов, отвечающих за памятники, на тот момент не было. Памятников, которые числились в охранных реестрах, — по пальцам пересчитать. И те остались безнадзорными.

Тогда город волевым решением администрации решил взять архитектурные объекты под контроль, по сути, взять на себя областные и федеральные функции. Памятники, находившиеся на балансе области, были переданы городу.

И городской комитет по культуре начал созидать. Проблем — море. Во-первых, пользователи ничего не платили, естественно, ничего не ремонтировали. Нужно было их как-то стимулировать. Жилищно-коммунальные конторы памятниками не занимались, действовал принцип «государственное — значит, ничьё». Зато в то время государство еще могло себе позволить роскошь — переселять жителей из ветхого жилья. Eжегодно составлялись планы отселения. Вот благодаря таким мерам в отдел культуры и попадали ежегодно 3-4 ветхих домика, которые легче было снести, чем отремонтировать.

Выход нашелся: переданные на баланс здания стало возможным отдавать в частные руки — заявителям. Теперь памятник должен зарабатывать на своё дальнейшее существование. Арендовавший здание бизнесмен обязался делать ремонт памятника, и затраты на него шли в зачет арендной платы. Всем выгодно. Так появились отреставрированные памятники: 1993 год — по ул. Водопроводной, 3 (частное лицо Завьялов), 1994 год — дом по ул. Володарского, 27 (фирма «ТEА и К»), дом по ул. Камышинской, 19 (фирма «Жанетта»)… городские власти своими силами отреставрировали дом по ул. Челюскинцев, 5 (бухгалтерия комитета по культуре).

В самом плачевном состоянии — наша гордость, уникальные здания (подобные в России есть только еще в двух-трех сибирских города, а в мире аналогов нет): деревянные постройки. Век их недолог — 80 лет. Эти здания необходимо ремонтировать через каждые 20-30 лет: перебирать сруб, стропильную часть. В Тюмени таких памятников 117. К тому же в этих домиках по преимуществу живут пожилые люди, которых уже никто никуда не отселит. Они забросали гневными посланиями не только мэра. И эту ношу взвалил на себя город. И мэр ищет возможные выходы.

В ведении городской инспекции по охране на сегодняшний день 56 памятников архитектуры, сданных в аренду. С их владельцами конфликтов нет. Сотрудниками городской инспекции за 1999 год собрано аренды 2 миллиона 945 тысяч рублей. Из них на реставрационные работы ушло 2 миллиона 40 тысяч (из которых 600 тысяч рублей — «живые» деньги).

В отчете о работе городской инспекции за 1999 год сказано: «В стадии реставрации находятся 16 объектов. В 1999 году завершена реставрация на 6 памятниках. Установлены 4 мемориальные доски на зданиях города, подготовлена проектная документация на проведение реставрации , ремонта и реконструкции 11 памятников…» Реестр велик.

Существует также областная инспекция по охране памятников. Но у них дела обстоят неважно. Так, бывшее сиропитательное заведение (Республики, 60), отданное в ведение области три года назад, не реставрировалось

— развалилось. Стоит голый остов, глядит пустыми глазницами на Тюмень. Там живут бичи, был пожар. Через год его уже невозможно будет спасти. А ведь памятнику больше ста лет…

Правда, интерес к памятникам у областных властей все же есть.

***
фото: Кирова, 28 — это здание реставрировало ЗАО «СНП-Инвест»;Первомайская, 39 — один из объектив за которые взялась область

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта