Последняя сказка бабушки Аннэ
Когда-нибудь кончится это безумие? Как бы ни старались ярые радетели самостийности в нашем регионе, и географически, и политически, и экономически, и культурой земля от Ямала до ишимских степей, от Каменного пояса до левых притоков Eнисея едина. От удельных страстей особенно страдает культура. Случайно в мои руки попало несколько последних номеров приложения «Краевед» к газете «Новости Югры» под редакцией замечательного культуролога Валерия Белобородова. Так я узнал, что в 20-х числах декабря прошлого года (дата в приложении не указана) не стало хранителя мифологической и культурной памяти древнего народа манси.
Ушла от нас Анна Митрофановна Конькова (Картина). Фольклорист, писатель. Она родилась 28 июля 1916г. В знаменитой деревне Eвра Пелымской волости (ныне Кондинский район ХМАО). Одном из духовных центров манси. Конькова — внучка сборщика податей и хранителя родового святого места(нехорошо говорить — капища). Аннэ из рода Чайки, древнего рода, чья история и культура великолепно отражены в романе-сказании «И лун медлительных поток» — едином детище ее и тюменского прозаика Геннадия Сазонова. Вот воюют округа за свою… но так сложилась история, и пока в Тюмени хватает хорошо подготовленных ученых, работников культуры. Накоплен опыт, есть традиции, отшлифованные методики. Мы рады успехам округов в культурном строительстве, но проблема профессионализма еще не снята. Так, автор статьи памяти Коньковой в «Краеведе», не заглянув даже в местный словарь «Ученые и краеведы Югры» (1997), дезориентирует читателя, утверждая, что этот роман издан в 1992 г. На самом деле первое издание вышло в Свердловске в 1982 г. Вскоре (1983) Конькову приняли в Союз писателей СССР.
Жизнь ее не баловала. Лишь в 90-е гг. пришло большое признание. До этого она, после школы, в 1937 г. досрочно получает диплом окружного педучилища, работает в национальных школах Березовского района, потом в кочевой школе у озера Пыжьян (в «Краеведе» — «на озере»). Три десятилетия ее жизни связаны с обучением и воспитанием детей. Уже тогда она обрела свое духовное поприще — крупица за крупицей собирать историко-культурную родовую летопись своего народа. Уникальную, мирового класса. Сохранившуюся прежде всего в памяти ее бабушки Околь — матери матерей (высокое звание в народе).
В начале своих славных дел Конькова мучительно искала творческий переход от устного сказа к письму. Шла в детские сады и школы и рассказывала, рассказывала… Выйдя на пенсию в 1967 г., она — народный сказитель — обретает индивидуальный стиль. К ней тянется молодая поросль, все чаще приезжают в гости ученые, занятые судьбой обь-угорских народов.
Первые сказы печатаются в окружной прессе с середины 70-х гг. «Бесстрашную Татью» и другие в 1981 г. публикуют в хорошем сборнике сказок «Огонь-камень» в Свердловске. Eе творчество заметили мой добрый знакомый — известный российский фольклорист Виктор Пулькин, известные критики Анатолий Омельчук и Анатолий Преловский. Большой резонанс получают «Сказки бабушки Аннэ». Мудрость прожитых лет, путь самопознания раскрываются в книгах 90-х годов — вплоть до московского «Свидание с детством» (1996). Гениальный художник Геннадий Райшев иллюстрирует предания кондинских манси («Вожак Ивыр», Свердловск, 1991). Они изданы к 75-летию замечательной сказительницы.
Конькова — свидетель страшного и прекрасного XX века с его первыми в истории человечества мировыми войнами, насилием, революциями. С выходом в космос, великими книгами и научными открытиями, демократизацией многих стран. Eе народ сохранил древнее предание о единстве земли и человека, уникальной первородное? обских угров. Кто ведает, может, их цивилизация поможет XXI веку стать светлой и разумной эпохой на планете.
P.S. Встретил внучку Анны Митрофановны — художника Наталью Косполову. Она уточнила день ухода — 3 декабря. На 9-й день, хотя и не принято, позвали многих деятелей культуры, утверждавших, что хорошо знали Конькову. Помянуть. Не пришли…
***
фото: