X

  • 03 Сентябрь
  • 2024 года
  • № 94
  • 5593

В круге доброго света

Пятница, 21 января, — особый день в летописи тюменской культуры, просвещения и науки. Чествование академика Российской академии образования (РАО), доктора педагогических наук, профессора Тюменского госуниверситета, зав. кафедрой общей и социальной педагогики Владимира Ильича Загвязинского.

Eго судьба, творчество и глубинное «бурение» самых острых парадоксальных научных проблем, соучастие в школьном и вузовском строительстве давно стали знаковыми, символичными на тернистых дорогах региональной и общероссийской культуры и образования.

Вообще-то, будущий академик родился 4 января 1930 года в московской интеллигентной семье. Однако первый важный шаг после школы совпал со страшной полосой «борьбы с безродными космополитами». Но урало-тюменская земля не всегда сурова к странникам, иным и помогает. Блестяще закончил тюменский .госпединститут (1952). Увы, и аспирантуру не взяли. Загвязинский начинает сложную и многолетнюю многоходовку в своей судьбе. Eго личный штурм главных вершин современной науки — великолепный пример честной карьеры. 1952 год — учитель истории в Ишиме. В 24 года (!) — директор вечерней школы. В 1963 г. защищает в Академии педагогических наук кандидатскую диссертацию об активизации обучения работающей молодежи. Потом семь лет в Ишимском пединституте, становится проректором вуза, отвечая за учебную работу и научные дела. В 1973 г. он разрывается между Тюменью и Москвой. В свежеиспеченном университете формирует свою новую — команду преподавателей и ученых (кафедру педагогики и психологии) и одновременно принимает поздравления — уже как доктор педагогических наук за исследование движущих сил учебно-воспитательного процесса. Eго книга про эти силы есть у меня. Eще в те годы от нее веяло поэзией педагогики и увлекательной «вкусной» аналитикой. Там пробивались*’ростки социально-гуманной педагогики, ныне общепризнанной.

С тех пор научная школа академика (1992 г.) Загвязинского пошла в рост. Eму в заслугу ставят создание теории образовательного процесса, решение самых сложных задач методологии и методики дидактического исследования. Но теория без практики, сами знаете…

В 90-е годы академик убеждает коллег и местную власть вести реформу тюменского образования разумно и спокойно, осторожно внедряя инновации и современные технологии на основе концепции развивающего обучения, внимания к росту юной личности, сотворческому диалогу учителя и ученика в школе и в вузе. Были модернизированы лучшие традиции, разработаны методики для вариативного обучения. Многие города и районы области получили перспективные образовательные программы. А одна из них под руководством двух академиков — Геннадия Куцева и Загвязинского — для ЯНАО — была признана в числе лучших в России.

За 70-летним юбиляром — около 300 научных работ, книги, сборники, статьи. Богатый веер тем и идей. В теории и социальной педагогике, валеологии, экологии образования и воспитания… В его научной школе защитили кандидатские диссертации свыше 50 учеников. Пять из них недавно стали докторами наук. Ведь Загвязинский — лидер созданного в середине 90-х гг. Тюменского научного центра РАО. При нем открыт свой совет по защите кандидатских и докторских диссертаций.

Для меня юбиляр — самый богатый человек в Тюмени. Богатый умной и ироничной душой, внутренней культурой и неутолимой роскошью общения. Многие отличают его как созидателя, организатора успешных дел, доброжелательного собеседника. Eсли надо, погасит назревающий конфликт, поймет, простит, укроет. Деловая энергия и умение увлечь новой дорогой всегда вдохновляют его команду. Назову еще обаяние и такт. И более всего — терпение. Терпение искусного мастера помогать состояться другим.

Сквозь длинный перечень многих наград и дипломов вижу опять загоревшегося академика. Остановиться, оглядеться — и снова в путь под сенью муз науки. В ярком круге доброго света.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта