Большому городу — большая свалка?
В настоящее время вокруг Тюмени скопилось 20 млн. тонн твердых бытовых отходов, и каждый год прибавляется не менее 300-500 тыс. тонн.
Более 70 лет назад Остап Бендер произнес крылатые слова: «Не нужно бороться за чистоту, надо убирать». Миллионы тонн отходов ежегодно образуются в результате жизнедеятельности городов и сел. Для нас с вами запланировано на год 250-300 кг отходов на человека. Как сохранить в чистоте зеленые массивы, реки, воздух городов, улучшить качество и комфортность жизни? Как создать индустрию вторичных ресурсов из того, что мы пока сплошь и рядом выбрасываем на свалки?
Все поколения во все времена старались избавиться от продуктов своей жизнедеятельности, убирая их за пределы пространства, называемого домом. Менялись масштабы — от помойного ведра до огромной машины. И вот однажды люди обнаружили, что места «за пределами дома» становится все меньше и меньше. Слово «утилизация» из разряда идеологических призывов стало переходить в реальность.
Проходя утром на работу, мы мало обращаем внимание на контейнеры, что стоят у наших домов. Что же в них находится? Да все в одной куче — пищевые отходы, бумага, картон, металл, тряпье и прочее. Посмотрим на таблицу процентного содержания отходов.
Отходы — процент содержания
1. Бумага, картой — 20-30
2. Пищевые отходы — 30-40 -?’
3. Дерево — 1,5-3
4. Металл черный — 2-3,5
5. Металл цветной — 0,5-0,8
6. Текстиль — 3-5
7. Стекло — 5-7
8. Пластмасса — 2-5
9. Прочее и отсев — 10-15 Нет у нас отдельных контейнеров, мы не привыкли сортировать отходы по группам. Да и везут эти отходы не на переработку (утилизацию), а на складирование (захоронение). Пытались в середине 70-х годов построить мусоросжигательные заводы по образцу западных стран. Построили семь на всю страну. После 1987 г. Больше не ввели в строй ни одного. Может быть, и к лучшему. В зоне этих заводов обнаружили повышенную концентрацию диоксинов.
Диоксин вызывает образование опухолей, воздействует на иммунную систему человека. Образуется он и в нашем городе на полигонах, где горят различные изделия из поливинилхлорида, что все более и более заполняют наш быт (рамы, линолеум, игрушки и др.). При горении выделяется яд, в сто тысяч раз опаснее боевого отравляющего вещества. А свалки горят круглосуточно… По данным управления по охране окружающей среды США, человечество достигло уровня загрязнения диоксинами, который опасен для жизни, и выбросы этого яда должны быть исключены в принципе.
Какой же выход? Мы думаем, многие экологи согласны, что необходимо организовать переработку твердых бытовых отходов, а также жидких и токсичных отходов.
Давайте пофантазируем. Представим, что в Тюмени образовалась структура, которая занимается переработкой твердых бытовых отходов. Машина спецавтохозяйства по уборке города подъезжает вечером в район Центрального рынка, ее загружают отходами, но не сминают, не утрамбовывают, а помещают в кузов россыпью. Машина едет на пункт сортировки, — это быстровозводимый ангар из алюминия. Там мусор попадает в накопитель, включается транспортер — и поплыл мусор мимо сидящих около транспортера 5-10 человек, сортирующих отдельно бумагу и картон, пластиковые бутылки и полиэтиленовую пленку, стекло, металл, текстиль. От огромной кучи остается небольшой контейнер, который вывозится на полигон для захоронения.
Любая торговая точка в городе, рынок, места массового скопления народа (стадион, дворец спорта, ипподром и т.д.) обязательно способствуют образованию мусора. Надо начинать не с промышленных предприятий, которых комитет по экологии заставляет утилизировать отходы, а с города. А предприятия помогут в этом, изготовив механизмы для переработки.
Вернемся в наш ангар. Бумага и картон прессуются и отправляются в дальнейшую переработку. Финская фирма «Макрон» в Москве помогла запустить линию по производству эковаты, которая использовалась для утепления храма Георгия Победоносца на Поклонной горе. В Рязани действует завод по изготовлению черепицы из отходов бумаги и картона.
Металлы попадают в небольшой пресс, превращаясь в компактный комок, и отправляются на переплавку. Пластиковые бутылки попадают в дробилки, из которых в мешках их отправляют в термопластавтоматы на электромеханический завод для получения готовых изделий (ножек для мебели, вешалок для одежды и др.). Бой стекла «поехал» в Винзили на переплавку. Тряпье также не остается бесхозным.
Освоив переработку этих отходов, можно браться за более сложные. В городе много фотоателье. При проявлении пленок и отпечатков в осадок растворов выпадает серебро. Выпаривая его, получаем драгметалл. Много выбрасывается сложной техники, из нее тоже можно извлекать драгметаллы. Ртутные лампы редко служат более полугода. Их утилизация — сложная и опасная работа. На территории области нет заводов по переработке этих ламп. Приходится возить в Курган.
Так что поле деятельности -огромное. Необходимо кардинально пересмотреть структуру, занимающуюся в настоящее время отходами. Создать предприятие под условным названием «Отходы», которое должно:
1. Вести учет номенклатуры и объемов образующихся отходов и контроль за их размещением.
2. Формировать банк данных об отходах всех предприятий и организаций города.
3. Осуществлять абонентское обслуживание предприятий и организаций в части приема отходов на переработку и размещение.
4. Эксплуатировать полигоны по размещению отходов и проводить рекультивацию земель после закрытия полигона.
5. Создавать и эксплуатировать участки по переработке специфических отходов.
6. Исполнять роль заказчика по выполнению городских программ развития системы сбора и переработки отходов и вторичного сырья.
Для обеспечения глубокой переработки отходов необходимы прессы, дробилки и другие механизмы. Они есть в единичных образцах на разных предприятиях. Завод «Тюменьгазстроймаш» выпускал пресс для изготовления брикетов из опилок. На ОАО «Электромеханический завод» работают дробилки для переработки пластмасс, пресс для пакетирования стружки. Ассоциация машиностроителей Тюменской области, в состав которой входит 20 предприятий, могла бы координировать работу по изготовлению установок для переработки отходов. Соединив силы, мы поможем Тюмени похорошеть и улучшить экологическую обстановку вокруг нее.
Николай Чупиро, гл. инженер ОАО «ТЭМЗ», Раиса Тарасова, эколог
***
фото: