Игра для избранных
Не только самая мудрая игра — шахматы — пришла к нам из Азии, но и одна из самых непредсказуемых и красивых — бильярд. Индия и Китай борются за право называться родиной бильярда. Первое упоминание об игре относится к XVI веку. Тогда нечто подобное под названием «балкешпиль» было в Германии, только по шару били… дубинкой викинга. Огромным успехом бильярд пользовался во Франции. Подобно министрам в «Приключениях Гулливера» Свифта, делающим карьеру за счет сомнительной ловкости — перепрыгивания через канат, военный министр Людовика XIV Шамильяр «вырос» от писаря до министра обороны за счет… умения играть в бильярд (это про него куплет: «…И на бильярде был герой, а в министерстве — полный ноль»).
Увы, в наше время бильярд, как и при дворе Людовика, — игра для избранных. Правда, не потому, что это дорогое удовольствие (стол — 10 тысяч долларов, 1 метр сукна — 100 долларов, комплект бельгийских арамитовых шаров — 250 долларов. В Тюмени час игры стоит 60 рублей, в Москве — 350), а потому, что у большинства людей к этой игре отношение «клубовое», «отдыхательное».
Между тем бильярд — это филигранное искусство. Это всегда вариативность, риск, непредсказуемость. Игра требует огромной концентрации, выдержки и расчета. Но расчет здесь — не главное. Просчитать траекторию капризных шаров, по словам Александра Коновалова, мастера спорта международного класса, третьего призера чемпионата мира по русскому бильярду, не сможет ни один компьютер в мире. Здесь нужны чутье, интуиция и, конечно, везенье.
4 февраля состоялся дружеский турнир между любителями — командами ФСБ и газеты «Тюменские ведомости» («Ведомости» — победители прошлогоднего майского турнира среди СМИ). Солидные мужчины, направившиеся автобусом в комплекс «Эльдорадо» на Верхнему Бору, в процессе игры превратились в озорных мальчишек. Нужно было видеть братьев Строгальщиковых (старший — свободный писатель, игравший на стороне «Ведомостей», младший — полковник, начальник отдела экономической безопасности).
У первого все горести и радости красноречиво отображались на лице, — бесподобная мимика. Второй просто… сгоряча бил кием по лампе. Первый удар отозвался серебряным звоном стального абажура, второй погасил-таки электричество. Лампа после этого так и не зажглась. Eсли учесть, что штраф за пролитое на игровой стол пиво — одна тысяча рублей, а за порванную материю — 10 тысяч, а… Но все обошлось. Коновалов не прощает таких шалостей только загулявшим в коже и золотых цепях.
А здесь милые и застенчивые полковники, начальники отделов ФСБ: контрразведывательного обеспечения объектов промышленности и транспорта, информационно-аналитического, председатель совета офицерского собрания и еще более невинные журналисты одной из самых целомудренных газет Тюмени.
Заместитель начальника РУ ФСБ Тюменской области Александр Петрушин, лавируя меж столами, деморализовывал противника. Именно поэтому турнир завершился со счетом 3:1 в пользу ФСБ. Eсть подозрение, что сотрудники ФСБ поили соперников отравным самопальным пивом с этикеткой «Пиво чекистское (special), матчевое. Готово к употреблению. Место и дата изготовления значения не имеют».
Самый приятный момент в турнире — награждение. Только мальчишки снова превратились в солидных официальных мужчин. «Ведомости» подарили победителям магнитофон, по памятному календарику и авторучке. Галантные эфэсбэшники магнитофон отдали даме — сотруднице ФСБ, а в мою сторону, как по команде, трое сделали выпад с протянутой рукой — переадресовать авторучку. В свою очередь, Петрушин всех одарил фирменной кружкой и своей книгой.
***
фото: Старший Строгальщиков (писатель).;