Чудеса в чемодане
Чемодан у меня условный, а чудеса настоящие, театральные. Последнее время наш театр кукол и масок много экспериментирует, ищет новые пути к зрительским сердцам. Репетируются и ставятся камерные спектакли для младших ребят, можно сказать, выездные модели для сравнительно небольшой аудитории.
Последняя премьера — игровая версия довольно известной в стране пьесы Сергея Седова, написанной по фольклорным мотивам. Наша сказка, сохраняя свое нравственное ядро, не боится сюжетных изменений, новых вариантов отношений героев. Вот и постановщики — главный режиссер кукольного театра «Пьеро» из Оренбурга Александр Ярилов и его жена, сценограф всей театрально-передвижной «миниатюры» Марина Ярилова — пофантазировали на тему: что такое наша взрослая дурость и как сделать против нее художественную «прививку» детям?
Название спектакля «Как Иван-дурак царевичем стал» указывает на смешение как минимум трех популярных сказочных историй. Но это еще туда-сюда. Вроде главный герой — Иван-дурак — почти ничего не делает, а его выделыванием занимаются два брата, меж ними путается царская дочь, и пытается всеми верховодить Змей-дракон Непобедимый, жуткий гад, наверное, бессмертный. Вот так, напевая, наигрывая, забавляясь возможностью повольничать с куклами на штоках (это когда большие фигуры актеров управляют тонкими металлическими прутиками движениями своих любимцев — кукол, — но очень маленькими), играют наши мастера. В две смены комикуют и иронизируют Наташа и Роман Явнычи, Аля Загретдинова с Василием Лазаревым. Меняясь ролями, словами, но крепко держатся режиссерского замысла, ибо Ярилов все им расписал и прописал.
Спектакль получился непростой, споров много, Марина Ярилова очень довольна нашими постановочными цехами. А искусно выполненные куклы — главный залог успеха. Интересно будет узнать, как прозвучит премьера на выезде. Гости уехали, спектакль остался (на кого?), думаю, что наши мастера раскрепостятся и добавят к строгостям Ярилова свои импровизации. А большинству маленьких зрителей спектакль нравится, они, одеваясь, напевают всякие штучки-дрючки, словотворничают. Ведь и в нашем фольклоре есть странная бессюжетная сказка — «Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что». В вольном полете фантазии растет дите, радуется свободе обращения с этим большим и таинственным миром.