X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

Как вести себя на месте ДТП

Участник дорожно-транспортного происшествия всегда находится в состоянии стресса и довольно редко может действовать так, как предписано Правилами дорожного движения. Как вести себя на месте ДТП, чтобы минимизировать риск необоснованных обвинений и лишних материальных затрат?

Как показывает практика, водителей по типу поведения можно разделить на четыре группы: убегающие с места ДТП; пребывающие в состоянии апатии; полностью доверяющие должностным лицам на месте ДТП и, наконец, большая группа водителей, которая пытается «приукрасить» материальную обстановку места происшествия в свою пользу. Стоит ли говорить, что все это может привести к весьма неприятным последствиям. Вот несколько простых, но полезных правил:

1. Ищите свидетелей ДТП. Помните, что все пассажиры вашей машины, если они видели обстоятельства происшествия, по закону являются свидетелями (ст. 251 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР). Свидетели вправе написать свои объяснения по поводу случившегося, а участник аварии вправе потребовать приобщить их объяснения к административному протоколу, который составляется работником ГИБДД на месте.

2. При составлении письменных объяснений проследите за тем, чтобы в тексте не было данных, которые искажают картину аварии либо могут быть истолкованы двояко. Не стесняйтесь вносить в составляемые документы свои замечания. Eсли сделать это невозможно, имеет смысл вообще не подписывать документы, в которых содержатся спорные сведения.

3. Отвечайте отказом на предложение другого участника ДТП не вызывать ГИБДД, несмотря на его клятвенные заверения возместить ущерб, пусть они будут даже «подкреплены» передачей вам его паспорта или документов на машину. Может оказаться, что оставить вам навечно документы будет стоить гораздо дешевле, чем оплачивать ремонт вашего автомобиля. В дальнейшем виновник может сказать, что документы свои он потерял или вы их у него украли.

4. Бывает, участники ДТП согласились, что оба они виноваты, ущерб у них примерно одинаков, а следовательно, никто никому не должен и ГИБДД вызывать не надо. Затем один из них уезжает, а второй, как бы замешкавшись, остается и вызывает милицию. «Гвоздем номера» здесь является то, что один из участников к приезду ГИБДД остался на месте, выполняя соответствующий пункт правил, а другой скрылся с места происшествия, что само по себе является административным правонарушением. Скрывшегося «назначат» виновным, и ему придется возмещать другому ущерб.

5. На предложение работников ГИБДД не фиксировать аварию с выдачей расписки в том, что вы в этой связи претензий к ГИБДД иметь не будете, а разберетесь сами, также отвечайте отказом.

6. Eсли во время движения или стоянки в машине случился пожар, то после его тушения необходимо также вызвать ГИБДД и зафиксировать факт пожара. Все происшествия, в том числе те, которые случились с автомобилем без вас, например, кто-то задел ваше авто во время стоянки во дворе, надо также фиксировать. Все это потребуется потом, когда надо будет определять виновного и требовать с него деньги за ущерб. В случае пожара это может быть фирма, неправильно смонтировавшая сигнализацию на автомобиле. Надо быть готовым к тому, что работники ГИБДД с крайней неохотой будут выезжать на такого рода происшествия. Они приведут доводы, что это не их дело, что того, кто вас стукнул во дворе и уехал, искать бессмысленно и т.п. Пусть говорят. А вы проявляйте твердость, потому что виновного часто находят, и без фиксации самого события, где проявилась его вина, с него будут взятки гладки.

7. На месте происшествия никогда не давайте никаких расписок в том, когда и в каком размере вы будете возмещать причиненный от аварии ущерб пострадавшей стороне. Все эти бумажки не имеют никакой законной силы и только запутывают в дальнейшем взаимоотношения участников аварии.

8. В состоянии стресса трудно объективно оценить свои действия, предшествовавшие аварии. Поэтому на месте происшествия, если вы чувствуете себя неуверенно, не сообщайте работникам ГИБДД никаких сведений, кроме своих анкетных данных. Скажите, что вы не в состоянии сейчас давать показания, а все расскажете и напишете позже — когда придете в себя. Давать показания и писать объяснения — ваше право, а не обязанность (ст. 247 КоАП)._

Сергей Шаповалов, бюро независимых экспертиз «Версия»

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта