Пропал Рабинович, остался только банк
Каменный двухэтажный дом №39 по улице Первомайской, известный как дом тюменского купца Рабиновича, выражаясь словами архитекторов, переживает «этап воссоздания и приспособления».
За время своего существования (здание построено в начале двадцатого столетия*) дом знавал не одного хозяина: горкомхоз, маслозавод, трест столовых, институт ЗапсиббурНИПИ. Сегодня здание (вернее, то, что от него осталось) сдано в аренду Сибнефтебанку до 2015 года под офис. Об этом «Тюменский курьер» уже сообщал читателям.
Проектировщики из «Сибспецстройпроектреставрации» разработали два «ремонтно-реставрационных проекта по расширению и приспособлению» (это официальное название документа). По одному планировалось пристроить к зданию два симметрично расположенных новодела, по второму — один. Как выяснилось, архитекторам, на чей суд представлялись эскизы, понравился второй вариант. Сами авторы проекта признаются, что после согласований, с учетом замечаний, они фактически создали новый, третий вариант проекта. Осенью прошлого года подрядчики приступили к работе.
В итоге взору тюменцев предстанет подросший (на этаж) и раздавшийся в ширину (на пристрой) памятник архитектуры и градостроительства XIX века. Это будет трехэтажное здание с четырехэтажным пристроем. На фасаде — надпись «БАНКЪ» и красивый карниз.
В таком случае, на наш взгляд, правильнее говорить не о реставрационных работах, а о реконструкции здания, что подразумевает коренное изменение его облика. Ведь фактически от памятника, этого не скрывают и сами архитекторы, останется только фасад, который и имеет «историческую ценность».
Хотя авторы проекта и уверяют, что особняк сохранит свое лицо. Скорее всего, это будет лицо нового века — ведь проектировщики старались вписать дом в архитектурный ансамбль современных построек, увязать с общим городским фоном. Вряд ли, глядя на новый офис банка, наши потомки смогут узнать в нем «характерный образец тюменской каменной архитектуры начала XX века».
* См. статью Валерия Чупина «След от Рабиновича» в журнале «Лукич», №4, 1999.
***
фото: ФОТО СЕРГЕЯ РУСАНОВА