Раблезианский герой — носитель творческого начала
— Я уже подробно рассказал свою биографию журналистам, поэтому сегодня буду говорить о том, почему мне нравится моя профессия, — признался актер театра драмы и комедии Рюрик Нагорничных на пресс-конференции, посвященной бенефису юбиляра (свой 70-й день рождения актер отметил 1 января). Бенефисный спектакль «Кадриль» пройдет 26 февраля.
— Почему я отказался от второй профессии — режиссерской? Потому что это ревнивая работа, которой нужно посвящать всего себя. Нет времени и места для досуга — суточная работа. А как актер я преподаю в институте искусств и культуры, руковожу студией «В добрый час». Успеваю больше, чем Фигаро. Я здесь, там и тут.
…Каждый спектакль-это исповедь и проповедь: мscлей, чувств, всего, что накоплено за жизнь. А мой багаж велик — есть что сказать. Может, это кощунственная мысль, но я уверен, что воздействие театра на души людей более результативно, нежели влияние церкви. У театра больше средств, это синтетическое искусство.
Владимир Коревицкий, директор театра, дополнил: «Рюрик Иосифович у нас интеллигентный, мягкий, добрый и мудрый». Нагорничных незамедлительно парировал: «Пора уж быть мудрым — вон какая лысина»! Владимир Орел, директор тюменского отделения СУД: «Я удивляюсь людям, которым сегодня 70-75 лет. Они жили в тяжелейший период истории нашей страны, а имеют такой стержень, такую выносливость. Они более цельные, а мы уже расквашенные. Мы им завидуем».
Нагорничных о роли в «Кадрили»:
— Я получил роль пьяницы, женолюба — отрицательную роль с точки зрения традиционной морали. Но мне хотелось сделать нечто другое: жизнелюба, человека, которому скучно жить, думая только о доме и огороде. Eму этого мало. Eму нужен розыгрыш, маневр. Такая роль соответствует моей натуре. Для моего героя любовь к женщинам, выпивке — это творческие проявления. Критики его назвали «раблезианским образом». Наверное, я и сам таков. Я оптимист. Стараюсь во всем видеть хорошее.
…В каждой роли нужно искать себя — это и называется исповедальностью. Некоторыми актерами восхищаются: «Как сыграл! Совершенно на себя не похож!» Я против такой оценки. Артист — не фокусник, не иллюзионист. Нужно все, что узнал r жизни, — и что такое хорошо, и что такое плохо — вынести на сцену. Сыграть роль — значит, понять ее.
Рюрик Нагорничных рассказал о своих впечатлениях от поездки в Англию («У нас проблемы на уровне выживания, у них — на уровне жития, там для русского сердца сложно». Орел скаламбурил: «Там — антикадриль»); о том, что в Тюмени зритель стал театральнее; о том, что сам пишет пьесы, инсценировки, стихи «на уровне баловства»…
…А я подумала: замечательно, что талантливые люди одной эпохи такие разные — на пресс-конференции у другого юбиляра, Вениамина Панова, была атмосфера романтического полета, любования миром как чудесной поэмой, у Нагорничных — веселая, юморная, с добрым грудным смехом. И припомнились жесты: у первого — удивленное вскидывание рук вверх ладонями, у второго — поглаживание себя по лысине и похлопывание коллег по плечу.
***
фото: Рюрик Нагорничных в спектакле «Барышня-крестьянка». ФОТО ИЗ АРХИВА РЕДАКЦИИ