Хватит жаловаться на жизнь
В Тюмени выгодней содержать рынок, чем выпускать майонез, — жаловались местные товаропроизводители на отраслевом совещании работников промышленности.
Статистика утверждает, что в 1999 году произошло резкое снижение числа людей, имеющих официальный статус безработного — с 4926 до 1970 человек. В Тюмени, по сравнению с 1998 годом, наметились тенденции к улучшению социально-экономического положения. Экономика весь прошедший год набирала темпы, наблюдался рост промышленного производства. Однако сами промышленники иллюзий не питают.
Отмена зачетов привела к тому, что предприятия перестали платить налоги. Многие считают, что если бы правительство сделало постепенный переход на денежную основу, можно было бы безболезненно уйти от зачетов.
А так руководители предприятий снова просят налоговых льгот и поддержки местных властей. (Подобная мысль в более развернутом виде прозвучала на заседании совета руководителей при главе города. Руководитель завода Нефтемаш Николай Недосеков предложил уменьшить налоговую планку, и тогда предприятия начнут расти. Тенденции к росту есть).
Тюменский рынок — один из самых выгодных для Москвы, Санкт-Петербурга, Ишима, Заводоуковска, Eкатеринбурга, констатируют промышленники. По словам генерального директора ОАО «Сибрыбпром» Юрия Водилова, в Тюмени выгодней содержать рынок, чем выпускать майонез. Из города уходят большие деньги, потому что местные товары не конкурентоспособны по цене.
Руководители предприятий в один голос говорят, что коллеги из других городов, выходя на тюменский рынок, «бьют их ценой». С другой стороны, запретить ввоз товаров тоже невозможно. Но вот интересно: Николай Белоусов, первый заместитель губернатора, сообщил, что к губернатору с подобной жалобой на Боровскую птицефабрику обратились краснодарцы. Мол, боровчане демпингуют, продают свои яйца по девять рублей за десяток!..
Не менее сложная проблема, что стоит перед товаропроизводителями — это кадры, особенно на предприятиях тяжелой промышленности. Профессиональные училища перестали готовить квалифицированных рабочих. Заводы вынуждены принимать и возить специалистов из других регионов.