Михалков — великий режиссер, как Моцарт — великий композитор
Утверждение одним покажется дерзким, другим — преждевременным. У нас принято о чей-либо «великости» говорить в основном после смерти. Никита Михалков, слава богу, жив. Более того, он, на мой взгляд, одним своим «Сибирским цирюльником» сделал огромный шаг вперед на пути возвращения к жизни массового отечественного кино. Подчеркну — именно массового, в хорошем смысле: Он не просто сумел в нищей-стране, после десятилетнего ожидания, сделать-таки картину с голливудским бюджетом. Михалков снял фильм, на который люди пошли — в пустовавшие в большинстве своем до того кинотеатры, — оторвавшись от «телеков» и «видиков», пошли нескольку раз, приводя с собой родных и друзей. Такого всероссийского кинопохода я не помню со времен «Экипажа» и «Жестокого романса».
Eще недавно казалось, что режиссеру уже не шагнуть выше — после «Утомленных солнцем» вполне можно было почивать на лаврах. Только за один этот фильм Михалкова стоит внести в списки выдающихся режиссеров России XX века. А он выдал на большой экран ленту, о которой на моих глазах юная тюменка с внешностью далеко не пай-девочки сказала: «Это первый русский фильм, что мне понравился». Похоже, Михалкову удалось прорваться к нашему зрителю сквозь кордон иностранных боевиков, ужастиков, мыльных опер. Правда, критики едва ли не в голос утверждают, что «Сибирский цирюльник» сделан под голливудского зрителя, что это «не русский фильм». Почему же тогда зал, заполненный россиянами, в течение трех часов живет, словно одно целое, почти одновременно вздыхает, смеется, вытирает слезы. И в финале, вопреки не лучшей нашей традиции, не срывается с места, а замирает на мгновение, ошеломленный, просветленный… Замирает под взглядом обернувшегося паренька, убежденного, что Моцарт — великий композитор.
Когда смотришь фильм, испытываешь два чувства — собственного достоинства и национальной гордости за то, что были и есть у нас такие Андреи Толстые и капитаны Мокины. Кстати, в последнем мне видится параллель с толстовским капитаном Тушиным, только в иной жизненной ситуации. А еще фильм помог мне как никогда ясно почувствовать глубину, силу и трагедию русского характера, да и самой России, где все — через край, до конца, до крови. Где царя и Отечество любили больше, чем мать, и где хорошо — когда разбитой мордой в снег…
И еще Михалков удивительно точно сумел подобрать исполнителей на каждую роль. Так что понимаешь: актерами, наверно, все-таки рождаются, а не становятся. Ведь если через пять минут после начала забываешь о том, что Олег Меньшиков едва ли не вдвое старше своего героя, — это не просто профессиональная игра, это от бога. А еще Алексей Петренко, Владимир Ильин, Марина Неелова. И становится немного обидно за наших звезд — они могут играть ярче голливудских, да не научились мы пока зажигать звезды по-настоящему.
Подводя черту под отнюдь не претендующими на истину заметками зрителя, отмечу: лично мне появление «Сибирского цирюльника» в копилке российского киноискусства кажется очень добрым знаком. Свидетельством того, что наши режиссеры не разучились снимать хорошие фильмы для массового зрителя. Зритель, в свою очередь, все так же нуждается в качественном родном кино. А очереди в кинотеатрах говорят о том, что важнейшее из искусств возвращается на большой экран.
P.S. Ну разве Михалков не великий режиссер?