Схватка с танками
Осень 1943 года. Правобережье Днепра. Здесь, около Переяславля, принял 18-летний лейтенант Георгий Брагин свой самый памятный бой с гитлеровскими танками.
«День 22 октября 1943-го был хмурым и промозглым. Моросил нудный дождь, но командование приказало провести разведку боем. Я со своим стрелковым взводом в составе батальона среди бела дня двинулись на фашистские позиции. Отчаянной атакой прорвали оборону врага и углубились на 2-3 километра. В батальоне осталось 180 человек. Мы только-только успели закрепиться на новом рубеже, как в атаку пошли танки с крестами на броне. Их было восемь против пехотинцев и взвода бронебойщиков. Пушек у нас не было. Приходилось рассчитывать на длинноствольные ПТР и гранаты.
Танки вели ураганный огонь. Мне стало очень страшно, но больше всего я боялся показать свой страх подчиненным. Один из танков шел прямо на меня. Я упал на дно окопа, крепко сжимая гранату. В голове сверлило: «Хоть бы не раздавил». Меня обдало едким запахом, засыпало землей. «Крестоносец» переполз через мой окоп. Я вскочил и метнул гранату в моторное отделение фашистского танка. Грохнул взрыв. Танк задымился.
Я видел, как пули моих стрелков сразили двух фрицев, вылезавших из башни. В это время меня самого подняло в воздух вверх ногами — на бруствере окопа разорвался снаряд. Отделался легко — лишь контузило. Часа через три был в строю.
Из восьмерки танков наши стрелки подбили три. Остальные ушли. Но после боя в живых остались только 89 бойцов. На следующий день меня тяжело ранило. Орден Красной Звезды за подбитый танк вручили спустя 20 лет после войны».
***
фото: Лейтенант Брагин, I Украинский фронт; Георгий Брагин, апрель 2000 года