X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

В Тюмени появился свой «Мыс Доброй Надежды»

Ирония судьбы — за пару часов до наступления 1 апреля в зале театра драмы десять минут гремела овация. Публика по достоинству оценила премьеру — романтическую притчу по пьесе американского драматурга Ричарда Нэша «Продавец дождя». Премьеру, переполненную добрым юмором и чудаками, которые всегда украшают, очищают от грехов и страданий мир.

Пьеса стала классикой XX века, она написана на волне больших ожиданий американских битников, после Джи Кеннеди поверивших в моральное обновление своего общества. Она была духовно-историческим слепком того времени, но автор вложил в нее такие мотивы и настроения, которые сделали произведение общечеловеческим гимном гуманизму, созвучным и нашим дням.

Постановщик главный режиссер театра Алексей Ларичев прочитал Нэша по-своему. Eсли человек несет в себе божественное начало, но ожесточается в бездуховном бытии, в тисках потребительской шкуры, то надо помочь ему поверить в высшее предназначение, зажечь белый свет души. Главное достоинство премьеры — Ларичев и прекрасно сыгравшийся ансамбль тонко чувствующих друг друга актеров эмоционально и впечатляюще поведали, что же это такое — общечеловеческое начало на планете. Ведь наши радикал-патриоты поиздевались над ним всласть, настаивая на национальном особом менталитете — складе души человека на российских просторах.

Герои постановки живут в американской глубинке. Декор, интерьер, характер отношений, бытовые детали и даже нашивки и звезда шерифа у роскошного и точно представленного персонажа артиста Семена Фуксмана (шериф Томас) и ловко пригнанная экипировка у помощника шерифа Файла в стильном и экспрессивно мощном исполнении заслуженного артиста РФ Владимира Орла, ковбойский имидж Билла Старбака — романтического мечтателя, доброго ангела-помощника разуверившимся людям в упоительно напряженной и загадочной манере игры заслуженного артиста РФ Геннадия Баширова убеждают зрителя в том, что он очутился на далеком континенте.

Однако это и путешествие в чуде театрального преображения в наши российские дали, решение наших семейных проблем, конфликтов и отношений. Что сейчас для нас, жителей всей планеты, долг и честь, путь к нормальному человеческому счастью и любви, очищение под знаком великих заповедей Нагорной проповеди.

Поэтому Х. Карри (полная любви и света, молодости духа нежная и красивая работа заслуженного артиста РФ Вениамина Панова) органичен и един в двух лицах — заботливого отца семейства, простого фермера, переполненного тревогой за детей своих, за неудачи в делах, и той божественной ипостаси, которая даруется свыше хорошим людям. Символичен и приземленный, насквозь прагматичный Ной (мастерское и психологически точное прочтение образа артистом Андреем Волошенко). Он же — библейский Ной, мечтающий о новом потопе и новой земле, куда отправится ради спасения с близкими.

Юношески порывист и открыт всем ветрам мира Джим (превосходное и наполненное страстями открытие артиста Сергея Осинцева). В то же время герой, жаждущий борьбы за справедливость, готовый неумело резать правду-матку в глаза, за что получает в глаз от Файла — скупого на чувства, пережившего измену жены и трудно открывающего свое сердце влюбленной в него Лиззи. Так вот, Джим — способный ученик апостолов добра. В спектакле сошлись и переплелись волшебные линии искусства нашей цивилизации. Eсть линия Гамлета (история Джима), линия горьковской «На дне» (отец), линия Дон Кихота (Билл). Но четче всего выделяются философско-символические мотивы библейских притч (о потопе, о блудном сыне, о женской доле). Именно их Ларичев выделяет вход едействия. Земля и люди исстрадались в жестокой засухе. Ферма Карри на грани краха. Дождь благодать Господня — не спешит, мир запутался в грехах и страданиях, вот-вот разлад в семье Ноя, с трудом наводящего порядок и приличия, разнесет весь дом в прах. В доме появляется сестра и дочь Лиззи (тонкая и сложная симфония души, опаленной грубой и ранящей реальностью, якобы некрасивой невесты в актерском почерке Марины Спепневой). Лиззи в очередной раз неудачно выезжала на смотрины. Но зачем? Ведь есть любимый Файл, только он не смотрит в ее сторону. Eму не нравится чудаковатый Карри, суматошные братья. В порыве гнева Файл оскорбляет семью, отказавшись прийти на обед.

Плывет жара, ожесточаются люди, и тут появляется Старбак. За 46 долларов он продает семье… дождь. Но только ему надо помочь и поверить — в сказку, в чудо. А значит, измениться заземленному Ною, вернуться к самой себе, обрести надежду на счастье Лиззи. Сначала соглашаются сыграть в чудо Карри и Джим. Старик малюет белую стрелу на изгороди, чтобы отвести от дома молнию. Джим, повинуясь внутреннему голосу, бьет в барабан, зазывая дождь.

Что-то шевельнулось в душе Ноя, и он уходит стреножить мула. Трудней всего Биллу убедить в преображении Лиззи. Как в той притче, когда женщина коснулась Христа и добрая сила помогла исцелению- Ведь Бог — в нас самих, не отчуждайте его своим безверием. Верните любовь, доверьтесь ей. Лиззи решается, и тут появляется Файл — в поисках странного преступника, которого и зовут «продавцом дождя», конечно же с фамилией Билла.

Но очищающий ток веры пошел, Старбак помог обрести любовь Лиззи и Файлу. Добрый ангел исчезает, чтобы вернуться в дом в минуты общего счастья в благополучных потоках освежающего ливня. В детском упоении играют с дождем — живительным даром поверившим людям — наши герои. В радости сопричастия зрители. Чистая победа, браво, наш театр! И спасибо удивительному таланту главного художника Алексея Паненкова, «построившего» на сцене новый Ноев ковчег — дом, где уже не разбиваются сердца. Выше всех похвал и Наталья Гультяева, удачно вписавшая в спектакль музыку Eппю Могпсопе, особенно выделяется мотив засухи и дождя. Да и все театральные цеха и помощники (Вера Сокурова с коллегами) стали еще одним важным элементом успеха.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта