X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Актерская классика

И в свои 73 он по-прежнему снимается в кино. Года два назад, например, закончил съемки в фильме «Ворошиловский стрелок», который по результатам 1999 года выдвинут на получение сразу нескольких статуэток телевизионной премии «Тэффи». Сколько их будет — покажет время, а для артиста всегда важнее работа, процесс творчества и ремесло постижения человеческой души. Ремесло трудное и даже жестокое, но ему посвящают жизнь.

Повезло Михаилу Александровичу Ульянову или нет, но вот уже 50 лет своей актерской жизни он трудится в одном театре — театре имени Вахтангова. Осваивал эту сцену еще молодым, сразу после окончания Щукинского училища. В 1987 году стал художественным руководителем театра, а потом и его директором. Несколько лет возглавлял Союз театральных деятелей России и при всех этих театральных нагрузках и перегрузках постоянно снимался в кино. Там он всегда был любим, там часто только ему были под силу образы людей исторического масштаба и государственного размаха. Насыщенность жизни не позволяла передохнуть и заняться, к примеру, преподавательской деятельностью. Хотя в полвека актерского стажа вместилось столько, что молодым бы не грех узнать.

Именно с преподавательской миссией народный артист СССР Михаил Александрович Ульянов и прилетел 26 марта в Тюмень. Ночью он, уставший от трехчасового перелета, не спеша, опираясь на тросточку, спускался с трапа Ту-134. На нем были обыкновенное, не очень длинное темно-серое драповое пальто и кепка, прикрывающая совершенно седые волосы. Eсли бы не так хорошо знакомые по фильмам черты лица, никто и не сказал бы, что этот скромный пассажир — знаменитый артист.

Беседовали мы в машине по дороге из аэропорта до кволити-отеля «Тюмень», где Михаилу Александровичу предстояло прожить почти двое суток — время пребывания в Тюмени. В полумраке, под шум мотора «форда» он тихо отвечал на вопросы, глядя куда-то вдаль.

— Я стал бояться сильных личностей. Слишком много их знала российская история, и не всегда то, что они делали, было разумно. Сила чаще приносила разрушения и вела к гибели сотен и тысяч людей. России всегда не хватало взвешенного разумного начала.

— После нескольких лет театрального разгула в годы непонятой и бездарно используемой демократии московские театры все чаще возвращаются к классике. И потому, что хорошим современным репертуаром не избалованы, и потому, что классику можно перечитывать бесконечно. Она наша, российская, и в ней есть все. Все времена и все нравы. Режиссеру главное почувствовать, что хочет зритель, предугадать, шагать на несколько шагов вперед, тогда и попадания театральные будут в самую точку, как когда-то в послевоенные годы, среди разрухи и голода, на вахтанговскую сцену вернулась прекрасная «Принцесса Турандот».

— Молодые актеры стали, конечно, другими. По крайней мере, так кажется «старикам». Более практичными, расчетливыми, более холодными, что ли. Но трудно сказать, хорошо это или плохо. Время у них другое.

— Актерское ремесло — дело нелегкое. Постоянное напряжение сил, нервов, души. Иногда так устаешь от лиц, эмоций, общения, от людей… Но что поделаешь — ремесло. Как и в любой профессии — даже если и очень устал, а работу выполнить надо. Иногда кажется, что столько всего видел, что тебя уже трудно чем-то в жизни удивить — и плохое, и хорошее воспринимаешь обыденным. Впрочем, что такое «хорошее»? — чаще всего это просто «нормальное», но все забыли об этом. Так стоит ли нормальному удивляться?..

…Машина подъехала к отелю. Михаил Александрович попрощался и вышел. А в гостинице его ждали ужин и небольшой сюрприз, который приготовил для гостя ректор Тюменского института искусств и культуры Михаил Капеко. Это была почти чеховская история о том, как Михаил Анатольевич и Михаил Александрович оказались земляками.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта