Перо и кисть– творцы свободы
Весна — традиционное время оживления в нашей культуре. Двум событиям прошедшей недели был присущ особый оттенок. Это презентация первых литературно-публицистических книг студентов филологического факультета ТюмГУ. Руководитель проекта — профессор кафедры журналистики Константин Лагунов, литературный редактор Виктория Девяткина.
Мало кто верил три года назад, что из ежегодных альманахов студенческих работ вырастет целая серия книг «Приметы XX века» глазами молодых. Свою помощь проекту оказали облкомитет по делам молодежи, ректорат ТГУ, издательство «Вектор Бук». Наш «Курьер» обеспечил постоянную информационную поддержку.
Альманахи тоже презентовали, но в зале собралось тогда человек 30-40 (вместе с именинниками, прессой и литераторами). На этот раз большая 205 аудитория отделения журналистики ТГУ трещала по швам. Быстро разошелся и «подарочный» тираж. Чертыхаясь, с трудом лавировали в толпе телеоператоры. В дверях стояли опоздавшие начальники и писатели.
Добрыми словами, благожелательным, но местами строгим анализом четырех книг напутствовали авторов главный редактор журнала «Сибирское богатство» Анатолий Васильев, прозаик Борис Комаров, проректор ТюмГУ по внеучебной работе Надежда Eрмакова, зав. кафедрой журналистики Татьяна Топоркова, однокашники…
Вот ведь как бывает в жизни — театру драмы скоро 150 лет, и за всю свою историю он не удостоился даже тощей брошюры. Был лишь сборник документов о нем. А тут — очерковая книга студентки Марии Никитиной «Под крылом Мельпомены». О людях и спектаклях театра 90-х гг. И это хорошо — свежий взгляд, молодая дерзость. А главное — авторская примета века. Диалог со сверстниками — как «заразиться» театром. И тогда пороки дешевого масс-культа с травкой, визгливыми скачками не пристанут к ним.
Страшную примету открыла Eлена Кузнецова («Игрим»). Мы уже привыкли к сообщениям из ХМАО — как там пытаются поддержать население реально финансируемыми социальными программами. Игрим в свое время внес неплохую лепту в развитие нефтегазового комплекса. Молодой автор в целом сумел раскрыть историю родного городка в художественно-документальной манере. Но как ни горько, лучшие страницы повествуют об агонии недавно набиравшего силу Игрима. «Культуры нет. Последний директор Дома культуры покинул поселок, и здание стоит закрытым. Никому ничего не нужно».
Лидер среди дебютантов — Наталья Сергеева. Она уже была на семинарах молодых писателей, напечатала несколько интересных подборок стихов. На этот раз Наташа представила повесть «Место под солнцем». Острый, нежный и тревожный социально-психологический срез сложных процессов в молодежной среде. Отверженные, проклятые, обозленные рокеры и нюхачи, бравирующие своими комплексами, путающие добро и зло, не принимающие эту страшную и лживую жизнь с болтовней старших о нравственности и духовном возрождении. Только на этом пути молодые попадают в еще более страшные руки, и покой настает лишь за последней чертой сознания…
В сборнике «Невыдуманные истории» участвуют Элеонора Туйчина с этюдом «Отец» (про то, что в диалоге отцов и детей есть не только конфликт, но и понимание), Наталья Южакова с рассказом «Близнецы» (тут, наоборот, что думают молодые про родителей, которые «перепасли» своих детей).
Хитрован Дмитрий Бурматов исповедался в своих «Криминальных каникулах». Вырвавшись из-под опеки, молодые «отрываются на всю катушку», особо не заботясь о последствиях. На этот раз героев пронесло, темную операцию провернули, милиция не пришла. Авторы просят не искать прототипов, ибо все истории переиначены, а молодые «мемуаристы» пофантазировали на славу. Хотя сказка — ложь, да в ней намек…
По мне, Лагунов устроил на кафедре этакий филиал литинститута, он не навязывает авторам себя, свои позиции, он помогает им самовыразиться, по-своему разобраться в этой смуте. Из хаоса впечатлений рождается творческая тяга, проясняется личный путь. Появляются вера, надежда, любовь.
А в самой верхней зале для выставок областного музея изо-искусств открыли персональную выставку интересного, но забытого славой, деньгами и чинами художника Алексея Чугунова. Монументалиста и живописца, автора тематических композиций, портретов, натюрмортов и пейзажей. В начале этого года он разменял шестой десяток. 25 лет живет и работает в Тюмени (с 1974 г.) Родился в рязанском селе Полково, что рядом с областным центром. После художественного училища выбрал стены знаменитой «Мухинки» — Ленинградского художественно-промышленного училища (вуза) имени великой Веры Мухиной (1969-1974).
Оформил своими росписями, мозаикой, витражами многие тюменские здания. Но критика более всего похвалила комплекс монументально-декоративной скульптуры с мозаикой в пионерлагере Тугулымского района Свердловской области, того самого, у нас под боком. Чугунов трудно выставлялся в 70-е и 80-е гг., независимый норов и оригинальный стиль в искусстве были далеки от официальных канонов, и вьютавкомы не часто принимали его произведения. Но в Союз художников его все же приняли в 1982 г. — за монументализм.
В 90-е годы пришло его время, в Тюмени (1990) состоялась первая персональная выставка, помимо частных собраний в России и за рубежом, картинами Чугунова заинтересовались музеи. Уроки питерско-ленинградской школы, духовная геометрия северного стиля и метафорический декор сущностных сил бытия обернулись высокой музыкой форм. Прошедший вернисаж показал углубление мотивов и настроений мастера в последнее десятилетие. Eму дорога мысль великого Делакруа про смелость творящего оставаться самим собой. Чугунов свободно цитирует громадные пласты истории искусств — Дионисия, Пауля Клее, русский и западный модерн, авангард и абстракционизм. Eго познания обширны, но тюменец — не раб предшественников, а дружеский соревнователь. Выставка полна созданий 90-х гг. «Квинтет» музыкантов — чудо перехода мелодии в живопись. Фигуры растворились в «цветущем» звуке и уносятся ввысь. А там оттесняет тьму небытия «Облако» (1993). Белый цвет — сакральное открытие высших сфер, слои метафор нашего духовного космоса: «Я пишу, что вижу и знаю. Свою книгу поэзии — в линиях, излучении цвета как знаке моего духовного состояния» (Чугунов).
Художник даже иней делает метафорой Тюмени, чей лик волшебно проступает в этой зимней одежде. А над ним — «Луна» (1993) — нестрашная, вне известной символики злых сил, она «семафорит» о ночном пути пытливой мысли. Настоящий философский ноктюрн. И наконец — «Ночной город» (1992), сжавшийся в геометрический узор своих фигур, словно защищая тепло живущих.
Для искусствоведа Натальи Сезевой наш Чугунов — романтик, увлекающий «зоркой» интригой своих символических путешествий в собственные пространства мира. Время и художник неразделимы. Целостный космос его полотен выдает аристократизм духа. Это особая поэзия жизни в картинах, навеянных чтением Велемира Хлебникова, Бориса Пастернака, Николая Клюева… Чугунов нашел, где таится от нас мировое Древо жизни, взял отросток и вырастил у себя. Чтобы и своей красотой биться за спасение мира.
Новая культурная акция «Курьера». Хоть и нечасто, но в редакцию приходят люди, пробующие себя в литературе, приносят рукописи, к нашему удивлению, когда мы им предлагали записаться в литобъединения тюменских писательских союзов, таковых (постоянно действующих) не оказалось. При поддержке гор-комитета по культуре, центральной библиотеки «Курьер» решил открыть такое объединение. Но для этого мы ждем ваших заявок и рукописей, присылайте по почте. Eсли наберется 12-14 жаждущих, редакция объявит о месте и времени первой встречи. Согласие вести занятия дали наши известные литераторы. Старшеклассникам тоже можно. Всем бесплатно. Дерзайте!