Ищите радость, души прекрасные
21 марта в тюменской филармонии состоялось событие международного масштаба. Впервые на тюменской сцене, и всего лишь третий раз в России, была исполнена опера выдающегося русского композитора XVIII века Дмитрия Бортнянского «Алкид». Партитура оперы считалась утерянной безвозвратно, она исчезла еще при жизни автора, но волею судеб снова вернулась к любителям музыки.
В основу оперы положен мифологический сюжет о юном Геракле (Алкиде), находящемся на перепутье жизненных дорог. После тихого и безмятежного детства для него наступает тревожная пора взросления, пора выбора жизненного пути. Уже открыт простор удовольствий, уже есть силы для того, чтобы свершать подвиги, но еще неизвестны подводные камни и рифы, с которыми он столкнется, куда бы ни пошел. Алкиду предстоит выбирать: либо тихая гавань наслаждений, куда зовет его прекрасная Эдонида, либо бурное море опасностей, терзаний и подвигов, где ждет его Аретея.
По замыслу автора и по законам оперного жанра того времени главная вокальная партия была написана для певца-кастрата. Италия еще в ХVI-ХVII веках на весь мир славилась удивительными по тембру голосами кастратов. Певцы эти обладали уникальными голосами диапазоном от контральто (низкий женский голос) до сопрано (самый высокий певческий голос). Такие вокальные данные певца очень точно отражали и замысел автора оперы — передать метания взрослеющей души.
До своей первой постановки на российской сцене опера прошла, по словам Антона Шароева, «адов круг». В начале 80-х годов ее запрещали как религиозную пропаганду, не разрешали ставить в подлиннике, требуя переписать текст, перевести его со староитальянского. Пришлось выдержать шесть лет бесконечных придирок чиновников, но второе рождение «Алкида» все же состоялось.
Натюменскую премьеру Антон Шароев, музыкальный руководитель и дирижер постановки, заслуженный деятель искусств Украины, пригласил солистов Московской, Санкт-Петербургской государственных филармоний и Московского государственного театра «Геликон-опера». Такие восхитительные голоса Тюмень слышит не часто — обольстительно-яркое сопрано Eлены Шароевой (Эдонида), завораживающе-глубокое, переливающееся лирико-колоратурное сопрано Ольги Чесноковой (Аретея). И, конечно, отдельно стоит поклониться Антону Григорьевичу за приглашенного им солиста Санкт-Петербургской филармонии Олега Безинских (Алкид), за возможность услышать уникальный мужской голос — контртенор-сопрано, высокий, мягкий и небесно чистый. Богатую палитру вокальных красок дополнил классически-музыкальный итальянский язык, на котором написана и исполняется опера.
В Тюмени постановка оперы «Алкид» прошла в концертном варианте. Изготовление театральных декораций и костюмов во много раз повысило бы затраты на постановку, а значит, и стоимость билетов. В тюменской филармонии пошли по более доступному для зрителей пути. Опера прозвучала в рамках вечернего абонемента для взрослых «Концерты при свечах». Но аскетизм обстановки не имел никакого значения и забывался на первых же минутах звучания прекрасной музыки Бортнянского.
Удивительно, как немилостивы порой к гениям природа и история — двести лет «Алкид» оставался в небытие, прежде чем нашел он тот самый верный путь к человеческой душе, прежде чем открыли его «души прекрасные и души достойные». «Души прекрасные, избегайте наслаждений, мучения приносящих. Души достойные, терпите мучения, рождающие радость», — поет в финале хор, и в словах этих воплощена главная идея оперы Бортнянского.