Когда замужем невтерпеж
В милиции от Светланы просто отмахнулись: «Это ваши дела, семейные. Сами и разбирайтесь. Муж проспится, будет как новенький. Все забудется». И она действительно засомневалась — а может, и вправду все обойдется? Все-таки у них дети…
История Светланы похожа на сотни или тысячи женских историй. Не прошло и года, как стали они жить с Сергеем вместе. Срок-то, в общем, небольшой, но вдруг прозрела она, увидела то, о чем и не подозревала раньше. Сергей не любил ее. И не другую. И даже не себя. Он просто не любил никого. Просто люто ненавидел, казалось, саму жизнь. Все ему было не мило, все вокруг было не так.
Может, сказалось, что семью его рано бросил отец, что всю жизнь надрывалась его мать, что рано и неудачно первый раз женился, что бывшая жена не разрешила ему видеть дочь, что, в конце концов, прошел он не одно пекло войны, что… Оправдания можно было искать бесконечно. Но и оправдывать не хотелось -больше не было сил.
… В детстве Светлана все ждала своего суженого, своего принца. Мать твердила ей: «Будь хорошей девочкой». И она старалась. Но годы шли как-то незаметно. В селе хороших мужиков Становилось все меньше — тот спивался, а тот уезжал в город, бремя подпирало — .29 лет. «Замуж тебе надо», — говорили соседки. И вот однажды приехал Он. Может, не такой высокий, не такой красивый, какого она ждала столько лет, но, казалось ей, надежный, спокойный, да и не нищий. И Светлана, не раздумывая, согласилась выйти за него замуж. Всего-то после недолгого месяца встреч.
О своей работе Сергей почти ничего не говорил: «Зачем это тебе? Все равно не поймешь». Деньги выделял скупо, но требовал отчета за каждую копейку. Она молчала — муж ведь! Молчала, когда сказал, что прописывать ее у себя не станет — незачем. С голоду-холоду не умирает -: и ладно.
Она очень хотела ребенка. И так была рада однажды сообщить ему эту счастливую весть, но он лишь хмуро промолчал. Пропадал надолго из дома, а приходя, просто зверел. Однажды, выпив, ударил ее наотмашь. Она заплакала, а он, словно очнувшись, умолял простить, осыпал поцелуями… На какое-то время к ним снова вернулась любовь.
Мальчик родился недоношенный, к тому же у него стала сохнуть ножка. Светлане врачи сказали, что сыну необходимо срочное лечение. Сергей при упоминании о деньгах просто взревел от ярости: «Не могла нормального родить! Теперь я пахать на вас должен?!» И снова ударил. И еще. И уже не мог остановиться. Схватив сынишку, увертываясь от побоев, Светлана выбежала за дверь. В городе у нее никого. Идти к соседям? Он найдет и закатит еще больший скандал -никто ему не страшен.
До утра с восьмимесячным Ванюшкой Светлана пробыла на вокзале.
…Через год у них родилась дочь. Сказать, что он был этому не рад, все равно, что ничего не сказать. Теперь недели не проходило без угроз, упреков и побоев. И ее, и детей. Старший мальчик стал заикаться, а дочка все время плакала. Однажды Светлана вызвала милицию. «Приходите к нам сами», — ответили ей. После этого случая муж спрятал все ее документы, паспорт.
И все-таки Светлане почему-то казалось, что она сама во всем виновата. Что это она не может удержать в доме счастье. Корила себя и пыталась угодить мужу. Но чем больше старалась, тем больше горя приходило в дом…
Кто-то надоумил позвонить по телефону доверия — 32-22-94 — и обратиться в центр «Семья».
В приюте для женщин, подвергшихся насилию, ей, как выяснилось, оставаться было нельзя. Действующее положение о работе кризисных центров запрещает принимать женщин с грудными детьми. Малышам надо обеспечивать особые условия кормления и ухода (Дашке в то время было всего четыре месяца), а на это у центра нет средств. Временное укрытие (от нескольких дней до полугода) Могут найти в приюте только женщины с детьми старше трех лет.
Со Светланой долго работал психолог. Он помог и мужа на консультацию привести. Правда, Сергей сразу занял круговую оборону и лишь посмеивался: «Она никогда не была женщиной моей мечты. Захочу — найду другую». Однако разводиться со Светланой категорически отказался. Возможно, ему нравилось, что она в его полной власти…
…История эта еще не закончена. Светлана живет у мужа. Ищет работу и садик для сына. Но животный страх перед побоями она преодолела, потому что знает свои права и умеет ими пользоваться.
…Конечно, все семейные пары спорят, все семьи живут не без конфликтов. Но вопрос в другом — не боитесь ли вы того, кто живет рядом с вами, не наносят ли вам физических оскорблений, не унижают ли вас в присутствии друзей или свой семьи, не угрожают ли вам, не шантажируют ли, не заставляют ли вступать в интимные отношения против воли? И наконец, не представляет ли все это вместе угрозы для вашей жизни?
Eсли хоть на один вопрос вы ответили положительно, то стоит серьезно задуматься — не подвергаетесь ли вы домашнему насилию? Не пора ли искать выход и менять свою жизнь?
***
фото: