О пользе конкурсов красоты
…И что есть красота,
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Николай Заболоцкий
Я бы и сам посмеялся, когда бы дедушка, вроде меня, вдруг завел речь о конкурсах красоты. Не стану цитировать оперу «Eвгений Онегин», где любви все возрасты покорны. Речь сегодня не о том, что горит у каждого живого человека в крови. Речь о красоте, которая, по словам кого-то из великих, спасет мир. При условии, добавлю от себя лично, если ты сумеешь эту красоту разглядеть.
Итак, о конкурсах красоты. Наверное, ни одно общественное мероприятие не вызывает столько споров и слухов, сколько тюменские городские конкурсы красоты. (Во всяком случае, конкурс оперных певцов имени Юрия Гуляева воспринимается куда хладнокровнее, хотя и там результат может быть еще более спорен, чем многократно руганные 90-60-90. С ними-то все ясно!). Одни современники уверяют, что на конкурсах все заранее расписано, куплено и распределено. Другие полагают, что за кулиса-этих «соревнований талий и бедер» (цитата) стоят международные торговцы «живым товаром» и что только лишь случай или неразворотливость правоохранительных органов не позволяют вывести их на чистую воду. Eсть свое подозрение у третьих, четвертых и пятых.
Покаюсь (прости, Кукушкин A.A.!), что я отдал дань этой недоверчивости. Но после того, как не раз и не два сам побывал в шкуре члена жюри, как научился еще издали, едва ли не по походке видеть одну из финалисток, после того, как за кулисами почтенные господа совершенно бескорыстно ругались из-за того, что кто-то «придирается к совершенно замечательной девочке», я стал иначе смотреть на это наивное действо — выбор королевы красоты.
Полагаю, что у организаторов, которые заняты рекламой и модельным бизнесом,- свои критерии, цели и планы. Но как часто они расходятся с тем, чему отдает симпатии мужское жюри.
Так было и в последний раз. Кукушкин настаивал на своем видении королевы, подчеркивая, что NN — готовая модель. А ему отвечали (и я, возвратясь из командировки и выбрав королеву заочно), что по условиям конкурса мы не выбираем фотомодель. Мы выбираем первую красавицу города, и в этом смысле наши «непрофессиональные», как говорит Кукушкин, голоса значат не меньше, чем его узкопрактичный взгляд.
Но это кухня. А все-таки, зачем нужен конкурс красоты? Для того чтобы красивое называлось красивым. Коронованная красота должна внушать трепет, восторг, обожествление. Красота воспитывает чувства и воспитывает нравы. Красавица — символ достоинства. Мне бы хотелось думать, что общество, в котором много красивых титулованных молодых женщин, не может не изменяться нравственно.
Древние греки понимали толк в красоте человеческого тела. Не случайно греческие мастера послали нам из древности образцы этой красоты, которые и сегодня — образцы. Эти старинные мраморы смягчают нравы. Может быть, и сегодняшние грубоватые воспитанники разных спортивных школ и окраинных улочек, утопающих в грязи, начнут наконец чувствовать прекрасное, и эта способность — чувствовать — изменит ихжизнь. Изменит общество. Изменит человека.
Мир переполнен красотой. Надо только научиться ее видеть. Капли росы на паутинке. Бело-розовый яблоневый цветок. Колыхание травы под ветром. Узенький женский след на песке… Мир переполнен красотой.