Шоферский вызов капиталу
Многие годы неприхотливая полуторка «ГАЗ-АА» была любимой машиной тюменских водителей. На ней даже ставили оригинальные рекорды местного значения.
В конце апреля 1935 года немногочисленная автомобильная общественность нашего города пребывала в крайнем возбуждении. На то были особые причины. Старейший шофер города 54-летний Яков Лавров во всеуслышание объявил о своем намерении «намотать на спидометр своего пролетарского грузовика за сутки ровно 1000 километров, не выезжая за пределы Тюмени, в честь Дня международной солидарности трудящихся».
Речь шла об установлении рекорда по замкнутому маршруту: контора тюменского «Автогужтреста» на улице Герцена, 42 -завод «Механик» — железнодорожный вокзал.
30 апреля в 6.00 под звуки «Интернационала» полуторка с надписью на борту «Шоферский вызов капиталу» вышла на старт. Водитель был одет в кожанку с ярким красным бантом, красные галифе. На кожаной фуражке красовались самолетные очки для защиты от пыли. На руках — кожаные краги.
Урча двигателем и поднимая клубы пыли, полуторка двинулась в путь. Во время пробега жестко выполнялись основные условия. Во-первых, скорость должна быть максимальной — около 50 км/час. Во-вторых, сменщика для водителя не предусматривалось.
Через несколько часов «пролетарский газон» стал коричнево-серым от пыли. Рессоры предательски дрожали и звенели, но пробег не прекращался. Он длился с вынужденными остановками для охлаждения радиатора и заправки горючим 13 часов 37 минут.
К окончанию автомарафона выяснилось, что к 20 часам 30 апреля 1935 года Яков Иванович Лавров преодолел на своем грузовике 888 километров. До заветной тысячи он не дотянул из-за «предельной расшатанности материальной части» и «полной запыленности своего организма».
Хотя конечная цель и не была достигнута, но результат аса-водителя остался недосягаемым для его коллег.