X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Анта Колиниченко — вечное свидание

В среду, 26 апреля наш театр драмы будет полон. Зритель придет на полюбившуюся трагикомедию «Гарольд и Мод». И снова воспарит над пошлостью и суетой на качелях своей любви к жизни судной и открытой «мудрое дитя добра и света» — нестареющая Мод — любимая героиня заслуженной артистки России Антонины Николаевны Колиниченко. Праздник героини будет праздником актрисы, с 1970 г. связавшей свою творческую судьбу с областной драмой.

Завидная привилегия на земле — певцы, музыканты и актеры могут встречать свои юбилеи на работе. У Колиниченко их целых три — …летний рубеж, 45 лет на сцене и 30 — в Тюмени. Впрочем, эта памятная цифирь для нее не правило. Исключение. Музы наградили ее сполна, в том числе и той свежестью бытия, когда каждое новое поколение не сторонится тебя. А может, это подарок Хозяйки Медной горы? Ведь актриса родилась среди отрогов Южного Урала в Медногорске на оренбургской земле. Отец погиб на берегах Волги, мать разрывалась между работой оператора на заводе и домом. Суровая эпоха, трудная жизнь, законное желание доказать себе и другим свою состоятельность. Она все делала и делает сама, после студийных опытов выбрала сцену.

Прошла все ступени театральной карьеры, с самого низа. Со вспомогательного состава в оренбургском театре (1955). Добивалась всего, что не получила в 40-е… Перебралась в Магнитогорск, где нашла своего суженого. Вилниса Мартыновича Пинтиса, тоже актера, тоже человека тяжелой судьбы. То было сиротство ссыльного, юный, он познал мрак и холод Игарки, но не ожесточился. Дух свой спасал красотой театра. И не только встретились два одиночества. Два духовно близких человека нашли друг друга. Шестидесятники… То было время цельных натур, жажды самосовершенствования и возвышенных отношений в любви. И если молодой Пинтис мог иногда «погусарить», отрезвляющая женская рука прикладывалась к его щеке. «Я не виню текущее время, не виню молодых. Но так хочется объяснить им, что эти сексотношения, полное подчинение плоти — саморазрушение чувств, любви» (Анта).

Любовь не только удовольствие, но и труд души, испытание характера. Так она играла в 50-е своих героинь, Майку из «Иркутской истории», и не боялась женских «штучек» в чеховском «Предложении».

Областные театры — нелегкая, но великолепная школа для актера. И хотя были столичные предложения, их неразлучная пара искала своих режиссеров. Колиниченко с особой благодарностью называет фамилии: Eфремова, Бухарин… В Рязани она была упоена своей работой в шекспировском «Сне в летнюю ночь», в Кургане и Чите «встретилась» с Брехтом, «Учителем танцев», горела романтическим огнем в знаменитой «Барабанщице». Так прошли 60-е годы.

В Тюмени Колиниченко ждали новые испытания. Но опыт и неиссякаемый творческий задел помогли пережить 12 (!) вводов в спектакли Плавинского. Хорошо отнеслись к ней наши мастера -Нина Кардонская, Георгий Дьяконов-Дьяченков, Потом — полоса конца 70-х и 80-е… Анта не стала говорить о ней. Приход в театр Ларичева обрадовал. Знаками творческого успеха стали для Колиниченко дорогие ей образы Моди Памелы в спектаклях Ларичева. Eще «пришлось попереворачивать свое нутро, когда Игорь Ларин (приглашенный на постановку известный мастер из Питера — В.Р.) ставил у нас «Лес» Островского. Переживала словно дебют — как в одной вещи сыграть сразу три образа?» (Анта). Она выходит на сцену ради возвышения духовности в современном измученном жизнью человеке. Таком, который живет рядом, далеко не элитарном. И роль в «простонародной окраинной» «Кадрили»- ее актерские «цепи», ибо Колиниченко знает такую жизнь, помнит ее корни, верит, что лишь духовно богатая личность преодолеет нынешнее житье-бытье. Ведь у нее молодая зрелость натуры.

Для Анты Театр и Храм неразделимы, все свои переживания она оставляет за порогом, чтобы на сцене помогать возрождению человека. Сцена — труд, нескончаемый, изматывающий, искупаемый добрым светом надежды, который она посылает в зал. Eе нельзя не заметить, не отличить. В новой формации труппы 1997 г. Колиниченко одной из первых получает почетное звание заслуженной артистки РФ.

Можно спорить об ее экспрессивной, насыщенной пиками эмоций манере игры. О ее жажде лидерства, «учительском» пафосе в отношениях с партнерами. У нее открытый стиль, четкий посыл — иду на вы! Но Анта неповторима и богата собственным арсеналом выразительных средств.

Eе твердую руку хорошо чувствуют студенты актерского факультета института искусств и культуры, прописанного прямо в театре. Обижаются иногда? Ничего, упорней будут в усвоении нелегких уроков мастерства.

Я часто вижу их в центре Тюмени. Красивая интеллигентная пара. Они идут — Колиниченко и Пинтис — и исчезает грязь, глохнет гадкая ругань, светлеет день. Перекинутся словечком о дочери, выбравшей не театр, а консерваторию, и осевшей в Берлине…

…Eще не вечер, еще горит душа, открытая творчеству. У нас, в городе, где еще столько надо сделать, чтобы многим были заметнее театральные огни.

***
фото: Анта Колиниченко в спектакле «Гарольд и Мод».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта