Мальчик из медвежьего угла
«Родился и вырос я в «медвежьем уголке» — в деревне Или-ней Аромашевского района. Почему «медвежий уголок»? Потому что деревенька наша была в глуши и потому что в лесах было много медведей», — рассказывает Анатолий Канов, начальник городского управления по защите прав потребителей, рынку товаров и услуг.
Конечно, охота на медведей была обычным делом. Не ради медвежатинки, а чтоб уберечь скот от мохнатых соседей. Будущий начальник тоже был рьяным охотником — с 13 лет доверял ему папа свой дробовик. Правда, ходил Толя на более мелкую дичь. Но как-то на пару с другом Иваном нечаянно убил рысь.
«Собрались мы зимой на куропаток. Выходим из огорода, смотрим — кто-то по полю идет. А кто -не видно, темно. Иван из своей «мелкашки» пульнул, и мы на лыжах устремились за зверем. Животное было ранено, поэтому мы шли по кровавому следу. Собаки наши впереди бегут, лают -показывают, где добыча. Мы — их догоняем. Смотрим — ранили-то рысь! Иванова собака напала на нее, а та давай царапаться. Пес попятился назад. Тогда Иван издалека пульнул второй раз (мне стрелять не разрешил, чтоб шкуру не испортить). Снова ранил. Подбираемся к зверю, а тот как кинется на меня. Я со всего размаху дал ему прикладом. Приклад удара не выдержал, сломался, а рысь все еще живая. Тогда Иван выстрелил третий раз. В голову. Убил. И мы, гордые своей добычей, направились в деревню», — рассказывает Анатолий Николаевич.
А как-то четверка рыбаков, среди которых был и наш герой, столкнулась с медведем. На Лебяжьем озере. «Сидим ночью в охотничьем домике, — рассказывает Канов. — Вдруг слышим — рев медвежий. Мы перепугались. Весна была, зверье голодное. Достали ружья, перезарядили, сидим, трясемся. Но мишка поревел, потоптался и ушел».
Eще наш герой рано стал автолюбителем. В 6-м классе родители подарили мотоцикл «Минск». А на дворе — зима. Но это не мешало учиться ездить. Как не мешало и то, что ноги до педалей не доставали. «Я у стеночки заведу свой «Минск», запрыгну и еду».
Позднее папа стал доверять сыну свой «Иж» с коляской. В первый же день катания произошло ЧП. Посреди дороги стоял бык. Конечно, он не отреагировал на свисты, крики и сигналы. В общем, пришлось съезжать с дороги. Итог — сломанная ось и помятая люлька. Папа, конечно, поругался, но не отколотил. Впрочем, он и раньше рукоприкладством не занимался. Это по маминой части. «Она по знаку зодиака Лев — истинный начальник. Поэтому чуть что — хваталась за ремень», — говорит Канов.
После окончания начальной школы Толя уехал учиться в интернат села Малиновка. Ну конечно, без папиного контроля и маминого ремня чего только не вытворял! Вместе с мальчишками ходил за помидорами, огурцами в соседние огороды — «козла загонял». Издевался над девчонками. «Брошу за шиворот какую-нибудь колючку, прихлопну по спине, крикну — девчонка визжит от испуга», — смеется Анатолий Николаевич. Пугали и жуками, и мышками — в общем, всем, что под руку попадется. А у юных леди фантазии явно не хватало. Разве что заловят кого-нибудь из обидчиков за углом и давай колошматить.
Воевали интернатовские и с местными пацанами. Малиновские знали, что заботливые родители дают ребятишкам деньги. Поэтому регулярно их «трясли». Как-то пришел здоровый пацан за деньгами, а тут Витька-девятиклассник случайно вернулся в комнату. «Ты что малышей обижаешь!?» — грозно спросил старший товарищ и схватился с незваным гостем. Витька был сильнее (сказывались регулярные занятия спортом), и Малиновский парень быстро стал сдавать. Впрочем, защитник пяти- и шестиклассников все равно проиграл сражение. Потому что обидчик укусил его за нос. Чуть кончик не откусил. Витька заревел. Малышня, увидев кровь на лице товарища, ринулась за врачом. А после того как страсти поутихли, подшучивала над укушенным Витькой, и получала за это подзатыльники.
***
фото: Анатолий Канов