X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

Тюмень: территория музыки

Любому ясно — на премьеру оперы Дмитрия Бортнянского «Алкид» в зал имени Чайковского собираются искушенные москвичи.

Может быть, их и не слишком много. Утверждают, что у меломанов пик интереса к музыке осенью, а весной — спад. Видимо, из этих расчетов алябьевский фестиваль в Тюмени называется — осень. Словом, вытянутый гиперболоид бывшего театра имени Мейерхольда заполнен на две трети. Наверное, это и есть самые-самые по всей Москве. Перед началом слышу, как за спиной беседуют:

— Надо играть «там-там-тара-ра», а он играет… — говорящий повторяет музыкальную фразу, но уже в другом темпе.

Это был вечер, 18 мая. А утром того же дня я был на репетиции, которую проводил в зале Чайковского художественный руководитель Тюменского государственного филармонического оркестра Антон Шароев. Шли уже финальные партии. Шароев, в кожаной робе, с неистовством каменотеса работал с оркестром. Резко обрывал: «Вяло!» и снова заставлял оркестр вступать. Руководитель московского хора канала REN-TV из зала нервно следил за тем, как Шароев шаманствует на сцене. В перерыве москвич успокаивает тюменского дирижера, мол, вечером все будет как надо. Шароев: «Рихтер репетировал с отдачей!»

— «Рихтер — гений!» — «Равняться надо на гения, а не на среднее арифметическое!». Музыкальное фехтование…

Опера «Алкид» — о выборе Гераклом своего героического пути — сочинена русским музыкантом Дмитрием Бортнянским во время его десятилетней стажировки в Италии. Написана на итальянском языке. В течение почти двухсот лет опера считалась пропавшей, пока не была обнаружена в США музыковедом российского происхождения и в виде микрофильма возвращена на родину. В 1984 году дирижер Антон Шароев предпринял первую попытку восстановить «Алкида». А еще через 16 лет, уже в Тюмени, в исполнении молодого филармонического оркестра под управлением Шароева опера зазвучала вновь. В 2001 году музыкальный мир станет отмечать 250-летие со дня рождения Бортнянского. Московское исполнение «Алкида» — своеобразный старт этого фестиваля.

…Я предполагаю, что на афишном стенде на углу Тверской улицы и Триумфальной площади впервые появилась реклама, где так непривычно сочетались слова — «Тюмень», «Бортнянский» и «Алкид». И возможно, потому так непривычно возвышенно звучал (тоже впервые со сцены зала имени Чайковского) голос губернатора Рокецкого, который взялся объяснить московским снобам, что Тюмень — это не только нефть и газ, но и алябьевский «Соловей», и конек-горбунок Eршова, и певец Юрий Гуляев, и киноактер Eвгений Матвеев, и создатель Останкинской телебашни Николай Никитин… Впрочем, мне тогда подумалось, что культурно-просветительская лекция губернатора была интересной, но не вполне обязательной. Ибо само по себе явление Бортнянского из тюменской провинции, его исполнение (и, как мне удалось подслушать в кулуарах, исполнение превосходное) юным оркестром, которому полтора года отроду, есть превосходный музыкальный портрет нашего города, нашей области.

Зал аплодировал много и щедро. И оркестру, и хору, и великолепным солистам, особенно обладателю уникального голоса «контртенор сопрано» Олегу Безинских (говорят, что во всей России всего два таких голоса -в Петербурге, где работает Безинских, и во Владимире) и сопрано Ольге Чесноковой. А более всего — дирижеру Антону Шароеву. «Очаровательный дирижер»,- — экзальтировано восклицала моя соседка по амфитеатру. А рядом ниже восторгались оперой, как позднее выяснилось, земляки Геракла-Апкида — сотрудники греческого посольства. Позднее я услышал, как дама из посольства Греции, атташе по культуре, завела разговор о возможных гастролях «Алкида» на родной земле Эллады.

Оказывается, есть такая музыкальная территория в России -Тюменская область.

***
фото: Антон Шароев счастлив. Премьера оперы «Алкид» в Москве прошла с успехом;;;

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта