X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Храм создал художник

В тюменском музее изо-искусств продолжает работать выставка произведений художника Бориса Ивановича Паромо-ва. Уже два десятилетия он пишет в луче небесного света — света духовного озарения, явленного именно ему, чтобы в его картинах зритель ощутил благое свечение. И, всматриваясь в них, пережил духовное очищение.

Про это пишут посетители в книге отзывов, переполненной словами благодарности. Паромов родился в Ханты-Мансийске, занимался живописью в тюменской художественной студии Ивана Некрасова, в конце 70-х гг. посещал классы академии художеств в Ленинграде. Eго работы приобретают музеи и коллекционеры в России и за рубежом. Сейчас мастер преподает в детской художественной школе. Eго приняли в Союз художников РФ.

Духовные искания в русском искусстве — не новость. Им более тысячи лет. Не прекращались они и в советское время. Казалось, в наступившей свободе творчества Паромову станет легче. Ан нет, одним художник видится слишком религиозным, рассудочным, другим — связанным с пасторским служением, чуть ли не еретиком. Но не безнадежным. Многое проясняет его новая выставка, названная «Россия земная и небесная».

В начале XX в. родился русский космизм, творили любимые Па-ромовым мэтры стиля «модерн». К ним иногда причисляют Васнецова и Нестерова. Это не совсем так. В иконе эти художники были верны православному канону. В светской живописи они стремились к обновленному личностному взгляду на христианские идеи. К прямому диалогу со Спасителем стремится и Паромов в представленных сериях — радующих преображением «Седмицах», «Россия земная и небесная», «Крестный путь», «Русский космизм».

В паромовском «Крестном ходе» нет фанатизма, герои полны светлой просвещенной веры, они идут, укрепленные духом, единством своим преодолевая тьму зла. В картинах часто повторяется мотив Храма на холме среди наших бескрайних равнин («Родина»). Гармония природы, возможность искупления даруют больному катастрофическому сознанию нынешних грешников путь к преображению. «Аввакум» — спасительный огонь окружает неистового проповедника, побывавшего в Тобольске. Паромов -не буквалист, в протопопе он символизирует твердость духа. Умиротворяет конфликт пейзаж «На закате» (1997). Слева — монах, справа — сирень, в центре — над светлой водой — стены храма. Открытая чуткому сердцу и достойная жизнь человека, самим течением своим увлекающая жаждущих.

Но труден такой путь. Памяти оборвавшего свою жизнь талантливого тюменского художника Валерия Сидорова посвятил Паромов одну из лучших вещей. Взыскующий правды и нравственной чистоты человек один ищет выход. В одежде гладиатора он устремился к последнему пределу. Летящий ангел над ним светлым лучом пытается отвернуть героя от страшного пути. Но он не заметил луча и погиб.

Выставлены также произведения других жанров — пейзажи гибнущих старых уголков Тюмени, портреты, сюжеты, навеянные городским романсом («Растворил я окно»). А мне по душе этакая символическая диорама Тюмени (1996). Самобытный лик Тюмени на дуге Туры проступает в синтезе четырех времен года. Словно в один час встретились они, явив яблони в цвету, морозные кружева, шалый разлив и летнее марево. Современно звучит и великий библейский сюжет «Христос и Иуда», тревожен взгляд Спасителя — хватит ли у людей его терпения нравственным сопротивлением противостоять злу. Успех выставки показывает, что далеко не «модные» творческие искания Паромова находят отклик у всех, кто ищет свои ответы на вечные и проклятые вопросы бытия.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта