X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Ветераны неизвестных войн

Холодный, но ясный праздничный майский день. У только что открытого мемориала возле Дворца культуры «Геолог» собралась небольшая группа мужчин -на вид им чуть больше сорока. К фронтовому поколению ну никак не отнести. Однако на каждом штатском пиджаке две-три орденских ленточки, а у моложавого русоголового мужчины — ордена Боевого Красного Знамени и Красной Звезды, две юбилейных медали.

Некоторые из прохожих принимали собравшихся за «афганцев». Но не было среди них ни одного, кто сражался в афганских песках. То собрались участники локальных конфликтов в разных уголках земного шара. Встречу особо не афишировали — собрались, помянули добрым словом товарищей и разошлись. А ведь у каждого из них свой, никому не известный жизненный эпизод, опаленный пламенем боя…

Самый старший из этих ветеранов — Сергей — недавно отметил свой 49-й день рождения. Юным лейтенантом выполнял он интернациональный долг в сирийском небе в далеком уже 1973 году. До сих пор считает он своим главным испытанием не бой с «фантомами» на МИГ-21, а «несусветную жару и единоборство в легком фанерном домике с ползущими на свет из всех щелей пауками и прочей кусающейся нечистью».

В памяти 45-летнего Владимира — боевое траление в мутных волнах порта Читтагонг в стране с названием Бангладеш. «За три месяца мы убрали столько металлического хлама, что нынешние бичи, сборщики металла, померли бы, с зависти. Eсли бы за это тогда давали деньги, то на них можно было бы пить до самой пенсии», — рассказывал он своим боевым собратьям. Однако умолчал бывший бравый главстаршина о причине появления на его груди скромной, но такой весомой для знающих ей цену медали «За боевые заслуги».

Ровеснику Володи Георгию тоже есть что вспомнить. До сих пор не забыл он ни с чем не сравнимое ощущение последнего боя в сентябре 1981 года. Тогда, на ныне суверенной казахской земле, в отчаянной рукопашно-штыковой схватке «лютая ярость советских штыков китайцев в мандраж повергала».

«Смерть прошла в нескольких миллиметрах от виска. Друг Сашка спас мне жизнь, но сам не уберегся от вражьей пули. На Червишевском кладбище обрел он вечный покой. А мне с разрубленной правой рукой и побитой ногой посчастливилось выйти живым. Китайцы в панике разбежались», — коротко и сухо вспомнил Георгий давно прошедшие дни.

Джунгли Анголы и вьетнамский остров Камрань, прокаленная палящим солнцем эфиопская провинция Эритрея, остров Свободы — «любимая Куба» — это всего лишь некоторые пункты на карте мира, где несли службу молодые ветераны.

«Пережитое нами -ничто по сравнению с тем, что выпало на долю наших отцов. Поэтому 9 мая — для нас особый день и великий праздник», — так выразил общее отношение ветеранов тайных войн к юбилею Победы бывший «вьетнамец» Василий, прошедший сквозь ад Каобанга и Хоанглиеншона.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта